Мнение психолога: Китайский чай и борьба с зависимостями

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня у нас в гостях Егор Мартынов - практикующий психолог-консультант, член Восточно-Европейской Ассоциации Экзистенциальной Терапии и при этом глубоко увлеченный чаем человек. Принимая во внимание профессиональную деятельность Егора, мы решили узнать его мнение. В нашей практике я довольно часто слышу истории, как люди, начинающие употреблять чай избавляются от вредных привычек - перестают употреблять алкоголь - сокращают частоту, интенсивность, а потом отказываются от него совсем. В некоторых случая, и от никотиновой зависимости, причем это люди с долгим стажем курения более 20 лет, что для меня выглядит весьма парадоксально. Егор, скажи, как практикующий психолог, как ты понимаешь зависимость и как она возникает?
-Cделаю небольшую ремарку, я придерживаюсь экзистенциального подхода в психологии, который апеллирует к уникальному опыту человека. Сложно вписать всех в одну концепцию. У каждого уникальный опыт. Непременно есть какие-то и общие вещи, но для каждого человека это какая-то своя история, как он начинает употреблять чай и смещает фокус от алкоголя или от курения.  К вопросу о зависимости. На мой взгляд зависимость - это однообразное реагирование на жизненное напряжение. У человека появляется устоявшийся способ реагировать на тревогу жизни и он от него не может отказаться.

-Каковы механизмы возникновения такого реагирования? Если они однообразные, то это можно сравнить с привычкой, например, чистить зубы по утрам. Как зависимость становится привычкой, какие обстоятельства приводят человека к этому?

-Мы чистим зубы, чтобы поддерживать здоровье. В этом смысле у любого поведения есть цель, в том числе и у употребления алкоголя или затяжки сигаретой. Часто эта цель социально обусловлена, но не реже это цель снятия тревожности. Как она формируется? Человек просто однажды находит для себя такой легкий способ. Достаточно сделать простое действие и становится легче. Наступает быстрый эффект, и это подкупает.

-Т.е. зависимый человек приводит в тождество «побег от проблемы» и ее решение? Я правильно понимаю?

-Да, это называется "избегающее поведение". Вместо того, чтобы разобраться, почему и чем вызвано такое высокое напряжение в жизни, человек стремится его заглушить. Простая аналогия: болит зуб, хочется выпить обезболивающее, чтобы он не болел, вместо того, чтобы идти к дантисту и лечить его. Обезболивающее - это простой способ с быстрым эффектом.

-Для человека в его восприятии обращение к предмету зависимости  это своеобразный способ решать проблемы

-Да, легкий способ снимать напряжение и тревогу, изменять свое состояние напряжения. Обычно, тут забывается, что за все нужно платить. Если говорится о химической зависимости, наступает определенная плата за это. Начинает меняться сознание, в том числе на физическом уровне как разрушение мозга, разрушается организм. Как правило об этом человек не думает. Это легкомысленный способ.

-Зависимости от психостимуляторов, назовем это так, она больше психологическая или это все-таки другой уровень зависимости?

-Проблема зависимости носит комплексный характер, есть и психологический аспект, а есть и физиологический, но первична психологическая зависимость. Первоначально у человека организм не требует это делать.  Человек начинает употреблять алкоголь или курить по психологическим причинам, как желание что-то изменить, но не прикладывая к этому усилий. И в принципе, говоря о зависимотях, на психологический компонент я смотрел бы как на основной

-Я обобщу, то что касается зависимости. Как я понял, человек сталкивается с каким-то напряжением, выбирает наиболее легкий способ разрядить тревогу и это потом становится привычкой.  Человек в поступках достаточно прямолинеен и последователен, и сделать шаг вправо шаг влево со своей тропы представляется невероятно трудным если не невозможным.

-Да, это автоматизм в поведении. Мы научились ездить на велосипеде или открывать замок двери. Если присмотреться, может показаться довольно интересным, какие микроманипуляции и мышечные сокращения совершает рука, чтобы вставить ключ в замок, правильно повернуть, чтобы не заедало.

-Если поменять замок на  принципиально другой тип, первоначально человек будет испытывать трудности. То же самое если поменять свою привычную реакцию на ситуацию, необходимо сделать усилие. Тут как в простой физике «каждый предмет стремится занять положение с минимально возможной потенциальной энергией», так и человек следует пути наименьшей траты психологической энергии, если так можно выразиться. Егор, как так получается, что в некоторых случаях чай замещает предмет зависимости или, в контексте нашей беседы, вредные привычки?

- Чай дает много сходных эффектов. Когда человек пьет чай, в психологическом смысле, человек получает многое из того, что он получает употребляя, например, алкоголь. Но для этого алкоголь не нужен. Чай дает расслабление, чай дает легкость в общении. Чайная церемония помогает выстраивать коммуникацию, вести беседу. Ритуально чайное действо чем-то похоже на ритуал распития спиртного. Много элементов похожих, но чай другой продукт и не вызывает тех пагубных последствий, которые вызывает алкоголь.

Сцена из “Самогонщиков”Сцена из “Самогонщиков”

-Сужу от поведения. К алкоголю обращаются при встрече с друзьями,  в моменты эмоциональных потрясений, как негативных, так и позитивных. С этой точки зрения чай имеет схожее воздействие. То же самое и снятие стресса. Кто-то в конце рабочей недели отправляется с друзьями и коллегами сами знаете куда, а кто-то выбирает другой способ отдыха. Как человек может обратиться к чаю. Нужна ли практика?  Какова роль чайного действия и предметной среды?

В чайной Лао ШеВ чайной Лао Ше

-Я думаю, что само действие - очень важный компонент употребления чая. Чай воздействует более тонко и здесь больше душевной работы. Я смотрю на чайное действо именно на то, что с помощью внешних действий человек наводит порядок и внутри себя, справляется со стрессом.

-Это своеобразная медитация получается. Действия и манипуляции со средой становятся каким-то средством концентрации и фокусировки.

-Да, помогает управлять собой. Медитация, молитва, даже психотерапия направлены на это. Человек, который долгое время проходит психотерапию или практиковался в молитве или медитации способен контролировать свое состояние без внешних инструментов. Чайное действо очень помогает, если нет богатого опыта духовных практик или психотерапии. Помогает управлять собой, настраивать внимание и менять состояние с помощью внешнего действия.

-Я придерживаюсь мнения, что чайное действие это легкая форма медитации,  «легкая» в контексте прикладывания усилий. Может поэтому люди ее быстрее усваивают. Для других практик могут уходить годы, чай дает похожий результат практически моментально. Егор, ты как практикующий психолог и при этом весьма искушенный чаем человек, находишься на стыке этих двух стихий. Я знаю, что у тебя есть семинар «чайная терапия». На что он направлен, как помогает тебе и участникам в работе?

-Да, действительно есть такой семинар. Там чайное действо является своего рода фоном, который помогает упорядочить себя, и организовать свое внутреннее пространство, перевести внимание из внешнего мира на самого себя, к своей жизни. Такую форму перехода не всегда просто осуществить в жизни.

-Чайная церемония, как способ перехода к такому состоянию?

-Это фон, на котором происходит уже дальнейшее общение и обсуждение. На семинарах чайное действо я совмещаю с библиотерапией или  «лечебным чтением». Такое чтение, которое помогает по-новому взглянуть на свою жизнь. Вот здесь все собирается в законченную картинку каким-то интересным образом. Человек, когда начинает пить чай,  имеет возможность как-то по-новому взглянуть на жизненные ситуации, по-новому справляться с напряжением. Сложно сказать, что происходит сначала, хочет человек избавиться от зависимости, когда приходит к чаю, или наоборот, желание избавиться приходит, когда человек уже увлекся чаем, но так или иначе человек замечает что может реагировать иначе,  т.е. чай расширяет поле возможных реакций на окружающую действительность.

-Когда-то один друг выразился, что чай и чаепитие - это «жизнь открытыми глазами» по сути метафорично сказав то же самое, к чему мы пришли в ходе общения. (Люди о месте чая в их жизни) Последний вопрос, который наверное следовало задать чуть раньше. Если мы говорим о зависимостях, о замещении чаем вредных привычек, может ли чай сам вызвать зависимость?

-В широком смысле, думаю, может, как и любая другая вещь. Все может стать зависимостью. Отношения с близким человеком, соцсети и т. д. Нас подстерегает множество опасностей к чему-либо "прилепиться". Здесь вопрос меры и внимания к себе. Деструктивные воздействия могут быть при незнании меры. Чай хорош как часть жизни, если сопровождает жизнь, придает новые краски. Но не как замена жизни, впрочем, я ставлю под сомнение возможность такой крайней формы в случае чая.

P.S. Как резюме: Пейче чай, делайте это внимательно и присматривайтесь к себе, к своим реакциям на окружающее. Возможно тогда, вы не только поменяте свои привычки, но и взглянете на "жизнь открытыми глазами" и откроете в себе ранее скрытый потенциал.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв