История трёх эпох китайского чая

По некоторым данным, первое знакомство человека с чаем состоялось в Китае без малого 5000 лет назад, положив начало истории китайского чая! Но как менялось представление о напитке в различные эпохи? Сколько лет минуло, прежде чем он стал столь популярным национальным напитком, кто из великих ценил редкие минуты уединения с чашкой драгоценной ароматной жидкости в руках? Когда произошёл расцвет чайной культуры?

Ранняя история чая в Китае

Первоначально, с момента его появления во втором тысячелетии до н.э., чай использовался как лекарственное средство из-за своей горечи. Старинный справочник китайских растений «Бэнь Цао Цзин», начатый первооткрывателем чая императором Шен Нуном, классифицирует его как «горькое растение», пригодное для излечения различных недомоганий.

Представители династии Чжоу  (1122-249 до н.э.)  положили начало превращению чая из лекарственного напитка в освежающий. В те времена представители знати пили исключительно крепкую грубую заварку с горьким вкусом. Популярностью она не пользовалась до тех пор, пока при династии Хань, царствовавшей в 206 г. до н.э. – 221 г.н.э., не изменили метод сбора и обработки листьев дикорастущих чайных растений.

Во все времена при дворе чай ценился высоко – являлся не только любимым напитком правителя, но и подношением знатным гостям и подданным. Во времена Троецарствия чай даже начал замещать вино – на празднествах тонизирующее действие чайного напитка предпочитали хмельному!

В истории китайской ботаники и медицины чай был известен под разными названиями. В Южном Китае, где его впервые опробовали и оценили, чай использовался для облегчения усталости, услаждения души, укрепления воли и улучшения зрения. Применяли его не только в виде напитка, но и как пасту, смягчающую ревматические боли. По даосскому мнению, чай был важным компонентом эликсира молодости и бессмертия, буддисты же считали, что напиток устраняет сонливость, возвращает бодрость духа, необходимую при длительных медитациях.

Жители долины Янцзы в IV-V веках готовили свой излюбленный напиток следующим образом: варили чайные листья на пару, размельчали в ступке, прессовали в брусок и кипятили с рисом, имбирём, солью, цедрой цитрусов, специями, молоком, а иногда даже луком. До сих пор некоторые монгольские и тибетские племена из этих ингредиентов готовят весьма вкусный сироп.

В буквальном же смысле «расцвёл» чай во времена династий Тан и Сун.

Итак, почему бы нам теперь не обсудить искусство приготовление чая? Ведь как любая культура с многолетней историей, чайная традиция имеет определённые этапы развития. В истории китайского чая можно выделить три метода приготовления напитка, господствующие в разные эпохи: кипятится, обдаётся кипятком и настаивается. Современные ценители чайных традиций знают только последний способ, остальные же методы существовали и предпочитались в различные эпохи и дошли до нас только фрагментами – сказываются опустошительные войны со сменой режимов, имевшие место во втором тысячелетии нашей эры.

Представители Тан, Сун и Мин задавали определённый настрой, который и определял способ приготовления чая: кипячение прессованного, обдавание кипятком порошкового и настаивание листового. Так как чай – определённое искусство, можно классифицировать школы как классическую, романтическую и натуралистическую.

Тан и Сун: золотой период истории китайского чая

Династия Тан (618-907 гг.) была основана феодалом Ли Юанем. Военачальник Чжао Куанинь стал основателем династии Сун, которая три столетия (960-1279 гг.) правила Китаем, находившимся под давлением северных степных народов. Три века монгольского владычества, последовавшие затем, завершились в середине XIV века. Династия Мин была основана в 1368 году сыном бедного китайского крестьянина Чжу Юаньчжан и просуществовала до 1644 года.

При династии Тан чай из незрелого состояния перешёл к конечному идеалу, став напитком, обладающим огромным количеством полезных свойств, для истинных ценителей. Метод приготовления усовершенствовали, также доведя его до эталона. Кульминационным моментом в истории чая в Китае стала работа «Ча Цзин» («Чайный Канон»), написанная великим идеологом чая Лю Юем.

Взбивание чая венчиком

Взбивание чая венчиком

Три стадии кипячения воды, описанные Лю Юем:

  • мелкие пузырьки, подобные рыбьим глазам, плавают на поверхности – первая;
  • кристальные бусинки-пузырьки будто плавают в фонтане – вторая;
  • третья, при которой вода в чайнике начинает бурлить.

Спрессованный в плитку чай греют на огне до состояния мягкости, измельчают до состояния пудры между листами тонкой бумаги. В воду на первом этапе кипячения добавляют соль, и лишь затем – чай. На третьем этапе кипячения в чайник вливают полный ковш холодной воды – чай оседает. Напиток разливают в чашки и пьют.

Поэтика чайного искусства

Чаепитие при Сунах

Чаепитие при Сунах.

Уникальное действие китайского чая и наслаждение от его питья описывали многие поэты и писатели. Ло Тунг, поэт при династии Тан, так описывал свои ощущения: «Первая чашка смачивает мои губы и горло, вторая чашка разбивает моё одиночество, третья чашка охватывает мои бесплодные внутренности. Четвёртая чашка заставляет меня немного вспотеть – всё зло жизни выходит через поры. На пятой чашке я уже очищен. Шестая чашка призывает меня в царство бессмертия. Седьмая чашка – ах, я не могу уже больше пить! Я только чувствую дыхание прохладного ветерка, который поднимается у меня в рукавах. Где Хорайзан? Позвольте мне пробраться туда по сладкому ветерку».

В стихах описывалась сила чая, вызывающая человеческую добродетель, оказывающая благотворное влияние не только на тело, но и на душу человека. «Чай наполняет душу, а его деликатная горечь напоминает о послевкусии хорошего совета».

Чайная церемония в Японии возникла из ритуала дзен, созданного дзен-буддистами одного китайского монастыря. Перед образом Будды монахи пили чай из одной емкости и одновременно выполняли священнодействие.

Приготовление чая во времена Сун

история чая

Вторая школа чая, как мы уже знаем, возникла при династии Сун. Ошпаренный чай приготавливался следующим образом: листья измалывались в пудру в маленькой каменной мельнице, приготовленный чай обдавали водой с помощью маленькой метёлки из расщеплённого бамбука. Новый способ приготовления потребовал изменения в чайном сервизе и при выборе листьев. Соль из ритуала исключили навсегда.

Совершенствование процесса приготовления и употребления чая было безгранично. Эпикурейцы проводили настоящие соревнования, открывая новые разновидности чая и выявляя превосходство одной над другой.

Художник и артист, император Киа Сан (1101-1124 гг.) благодаря своим сокровищам смог вырастить редкие сорта чая. Его диссертация о двадцати видах чая особо отмечает белый чай за прекрасное качество и сбалансированный вкус.

При династиях Сун и Тан идеалы чая были разными, как и их понятия о жизни: представители первой династии стремились актуализировать то, что их предшественники символизировали. Даосы предположили, что бессмертие состоит в вечных переменах – это существенно повлияло на образ мышления, поставив человека лицом к лицу с природой, нацелив его на открытое познание мира и поиск методов открытия себя и самореализации. Чаепитие из приятного времяпровождения плавно перетекло в значимый процесс – искусство жизни и познания себя.

Династия Мин – заключительный этап истории чая в Китае

В XIII на Китай напали монгольские племена под управлением династии Юань, опустошившие и разорившие великую страну. Плоды культуры Сун были разрушены, династия Мин, попытавшаяся возродить национальную культуру, не выдержала нового натиска, и Китай попал под гнёт маньчжуров в XVII веке. Инородное влияние и падение манер и обычаев негативно отразилось на развитии культуры чаепития, превратив её в примитивный процесс – питьё напитка, приготовленного из листьев, настоянных в кипятке в чайнике или чашке. Европа и Россия познакомились с чаем во время правления династии Мин, поэтому древнее искусство заваривания и питья напитка европейцам было неизвестно.

Сегодня китайский чай – безусловно, вкусный напиток, обладающий бодрящими и лекарственными свойствами. Однако как показала история, долгие годы влияния иноземных культур, разрушения и опустошения страны лишили чай и ритуал его приготовления пикантности и самобытности. Он стал напитком современности – потребляемым в стремительном ритме, политкорректным и эклектичным. Чай потерял ореол иллюзий и мечтаний, он спокойно вбирает в себя традиции всего мира. Нынешний листовой напиток обладает тонким нежным ароматом и хорошим вкусом, однако в чашке тонкого фарфора, до краев наполненной жидкостью с изысканным вкусом, не отражается вся романтика и многолетняя история легендарной китайский империи, династий Тан и Сун.

Просмотров: (4845)