Восприятие Янь Юнь: «человеческие» основы появления мелодии

Казалось бы, восприятие утесной мелодии складывается исключительно из вкусовых ощущений во время питья чая. На самом же деле есть еще эмоции и чувства, которые выходят за рамки вкусового восприятия. Ощущения человека складываются в том числе и под влияем того, как он подготовлен, что знает об утесном чае и как к нему относится.

Если ему довелось когда-либо гулять по чайным плантациям в горах, своими глазами наблюдать за производственным процессом, слушать рассказы про чай, изучать чайную науку, быть свидетелем чайного представления, читать литературу об утесном чае, или погрузиться в чайное состояние и позволить аромату и вкусу увлечь себя туда, где он уловил и почувствовал что-то в самом себе, чего не замечал раньше, то в момент чаепития его переживания будут складываться и под влиянием этого опыта. Поэтому понять, что же такое утесная мелодия получится только через ее широкое толкование. Подробнее в первом материале «Понятие утесной мелодии»

Ощущение мелодии часто описывают как нечто «устойчивое и четко ощутимое» или «словно рыбья кость, застрявшая в горле»

Примечание переводчика: «словно рыбья кость, застрявшая в горле»

Что имеется в виду под 有骨头 среди китайцев нет однозначного ответа. Чаще имеется в виду ощущение в рту долгого, длящегося послевкусия после испития чая. Вкус остается в рту долго, как будто застрял. Что-то четкое и плотное… Подобные сравнения на русском языке не ассоциируются с чем-то благозвучным, но в китайской традиции у этих аллегорий есть своя история и логика.

Цяньлун

Цянь Лун

Эпитет про вставшую кость в горле берет начало от высказывания императора Цян Луна (династия Цин), который очень любил чай. Как-то пробуя податные чаи, он испил Уишаньский утесный чай, под впечатлением от которого и написал следующие строки: «аромат ясный и умиротворяющий; вкус же его, что рыбья кость в горле стала» (就中武夷品最佳, 气味清和兼骨鲠). В Китае эта фраза трактуется, как описание субъективного ощущения, возникающего в рту, когда вкус после испития долго не уходит, а продолжает присутствовать.)

Как ни называй, все это реакции человеческой психики. Но эти реакции порождаются не только психикой человека. Органы чувств – глаза, уши, нос, язык, кожа, выполняющие роль медиаторов, через которые воспринимаются внешние раздражители и импульсы, – в конечном итоге также стимулируют возникновение психической реакции, имя которой утесная мелодия. Безусловно, мелодия проявляется, главным образом, через уже заваренный чай, напиток готовый к употреблению, но важен и внешний вид – форма сухого листа, как выглядит «чайное дно» (листья спитого чая). Но ни свежезаваренный напиток, ни форма сухого листа отнюдь не определяются стадией «заварил – испил», являющейся по сути своей завершающей. Поэтому источник утесной мелодии находится по всей длине пути, который проходит чай от плантации до наполненной пиалы- посадка и уход за кустами, производство, дегустация.

«Человеческие» основы появления мелодии

В буддизме выделяют шесть типов восприятия:

  1. видимое (глаза),
  2. слышимое (уши),
  3. обоняемое (нос),
  4. вкушаемое (язык),
  5. осязаемое (тело),
  6. разум (мыслительные способности, сознание).

Эти шесть категорий чувственного восприятия являются каналами, через которые внешний мир отражается в субъективном сознании человека. Утесная мелодия, являясь комплексным ощущением, осознается человеком также через эти «входные двери».

Основа 1: ритуал «Открытия гор»

Каждый год в период с середины апреля по вторую декаду мая в горах Уишань наступает период сбора весенних чаев, который предваряется важнейшим по своему значению ритуалом «Открытие гор» (开山). Преисполненный мистического колорита обряд призван выразить почтение Небу и Земле (Природе) – в ритуале они выражены персонифицированным «горным духом» (山神). Люди стремятся показать Природе, что уважение их искренне и исходит из смиренного и спокойного сердца. Чайные листья в ритуале, по сути, являются символическим олицетворением Неба и Земли,  которым чаеводы в обряде и выражают  уважение и почтение. И во время ритуала эти чувства людей, преисполненные благоговения, проникают в чайные листья и наполняют их. Мелодия, которую дает  чайный лист во время заваривания, рождается в этом обряде, это исток Янь Юнь.

Основа 2: сбор  чая кай мянь цай

Во время сбора глаза человека играют ключевую роль. Способ сбора Уишаньских улунов довольно сильно отличается от способов сбора других сортов. Для производства не утесных чаев обычно срезают побег с одиночной почкой (单芽), с одной почкой и одним листом (一芽一叶) или одной почкой и двумя листами (一芽二叶). Для утесных улунов применяется способ, известный как «сбор по степени раскрытости верхней почки» (开面采, кай мянь цай). Суть этого способа заключается в том, что черенок с 3-4 листочками срезается только тогда, когда самая верхняя почка на нем раскроется больше, чем наполовину. Все это делается для нужд последующей стадии «выделки зелени». Оценивание степени раскрытости чайной почки – это проявление зрительного типа сознавания. Одной почке чайного листа требуется около 20 дней, чтобы пройти путь от нераскрытой почки до полностью развернувшегося  листа. За это время в ней происходит множество изменений, что в свою очередь требует от сборщика чая задействовать весь свой накопленный опыт, знания и остроту зрения, чтобы проникнуть в тайны природы и суметь принять верное решение.

Основа 3: шайцин – сушка чая на солнце

Шайцин

Шайцин

После сбора наступает стадия завяливания чайного листа, цель которого заставить свежие чайные листья потерять влагу с тем, чтобы запустить в них цепочку химических реакций. В процессе подвяливания из листьев убирается вяжущий, терпкий вкус «зелени», и создается особенный «утесный» аромат фруктов и цветов. Этот этап уже непосредственно связан с созданием мелодии, и соответственно больше органов чувств включается в работу. Взять в качестве примера хотя бы «сушку зелени на солнце» (晒青)– на этом этапе необходимо сделать так, чтобы все листья одинаково подвялились на солнечном свете. Свежие листья равномерно укладываются на специальные плетеные сита и выставляются на солнце. В процессе нужно легким движением встряхнуть один раз сито, и затем пересыпать содержимое одного сита в другое, то есть на одном соединить два. Чтобы не испортить сырье, мастер должен использовать на все сто процентов свое зрение, обоняние. Сита с листьями нужно встряхивать и ворошить, для чего движения чайного мастера должны быть легкими, выверенными, точными и аккуратными. Мастерство чайного технолога и лучшие качества чая вступают во взаимодействие, создавая основу для утесной мелодии.

Основа 4: цзоцин – выделка зелени

Цзоцин

Цзоцин

После стадии завяливания следует стадия «выделка зелени» (做青). Это ключевой момент для формирования мелодии в чае. Горечь и аромат в чайном листе идут рука об руку – рождаются вместе, и одно вытесняется другим, точно также как взаимодействуют начала Инь и Ян – взаимно порождают и противостоят друг другу. Это отражение универсального принципа мироздания. Смысл выделки зелени в том, чтобы убрать горечь, но сохранить аромат. Сделать так, чтобы чайные листья проявили идеальный баланс Инь и Ян, чтобы в них сформировался совершенный цвет, аромат и вкус. На этом этапе глаза, нос, руки мастера «плотно взаимодействуют», чайный мастер руководствуется принципом «чуть подвялил – вновь встряхнул, вновь подвялил – чуть встряхнул». Глаза внимательно следят за тем, как влага постепенно уходит из листьев, поначалу жесткие листья и черенки потихоньку увядают, цвет листа меняется от зеленого до ярко желтого, плоские листочки постепенно сжимаются и скручиваются, а по краям листьев зеленый цвет сменяется красным (знаменитый зеленый лист с красной каймой). Нос нюхает и «следит» за тем, как резкий «зеленушный» запах мало-помалу сменяется тонким свежим запахом, а потом переходит в цветочно-фруктовый аромат. Руки трогают зеленые листья и отмечают происходящие изменения: шероховатость и грубость зелени постепенно сменяются на ощущения покалывания кожи, чтобы в конце перейти в ощущение мягкости, гибкости и податливости. На этом этапе важны чувство меры и гибкость в подходах: при необходимости отходить от установленных правил и действовать по ситуации. Как говорил Юэ Фэй (1103 — 1141 гг., национальный герой Китая, военачальник): «Искусность и гибкость в применении тактик заключается в способности разума мыслить и взвешивать». Разум человека посредством разных видов чувственного восприятия (глаза, нос, руки) взаимодействует с сущностями Природы, неспешно наполняя чайные листья мелодией. «Ноты» мелодии в значительной мере здесь и задаются.

Основа 5: Хунбей – прожарка чая

Разные стадии Хунбей: засыпка чая в корзину до постановки на угли и остывание чая после прожарки

Разные стадии Хунбей: засыпка чая в корзину до постановки на угли и остывание чая после прожарки

Когда выделка зелени закончена, листья еще нужно прожарить в печи 烘焙. Делается это для «фиксации» мелодии. Аромат и вещества, которые отдает чайный лист во время заваривания, фиксируются в нем именно на этой стадии. Технолог внимательно следит и контролирует температуру огня и время обжарки. Это стадия, когда человеческое (обжаривание огнем) воздействует на природное (чайные листья), этап взаимодействия потенциалов человека и предметов внешнего мира.

Выше мы разобрали «человеческие» основы появления мелодии – те усилия, которые нужно приложить человеку для ее рождения. Источник мелодии в Природе, но «доводится» она человеком, человек вносит свой вклад в ее рождение посредством обработки листьев в производственном процессе.

Из книги 岩韵 автора 邵长泉. Перевод: Сергей Канищев

Материалы цикла «Понимание утесной мелодии»

  1. Понятие «Утесной мелодии» уишаньского улуна;
  2. Текущий: Восприятие Янь Юнь: «человеческие» основы появления мелодии;
  3. Четыре компонента улуна: аромат, чистота, сладость, жизненность;
  4. Восприятие Янь Юнь: «Утесная мелодия» под призмой восьми видов сознания;
  5. От абстрактного понятия к конкретным цифрам: метод измерения «Утесной мелодии».
Просмотров: (137)