13 этапов производства цзяньшуйской керамики

Процесс изготовления цзяньшуйской керамики, в основном это чайники, чайницы и вазы, подразумевает 13 основных этапов.  Безусловно существует множество нюансов производства. Если всерьёз взяться за их подсчет, то получится  более сотни различных стадий. Рассмотрим только основные:

Цзяньшуй Цзы Тао 建水紫陶 – фиолетовая керамика из уезда Цзяньшуй (Юньнань), самобытное направление гончарного декоративно-прикладного искусства Китая.

1 Сбор породы

В уезде Цзяньшуй расположена гора Уцай (五彩山– дословно «Пестрая гора» или «Пятицветная» – прим пер.), получившая свое название благодаря пяти видам горной породы, которые можно обнаружить там: красная, желтая, лиловая, фиолетовая, белая. Каждая из пород является сырьем для подготовки глины.

5 видов цзяньшуйской руды

5 видов цзяньшуйской руды

Пурпурная и желтая глины

Пурпурная и желтая глины

2 Смешивание глины

После сбора твердой породы, гончары измельчают ее до состояния порошка, и смешивают в различных пропорциях фрагменты разных глины, в соответствии с уникальными рецептами, унаследованными от предков. Пропорции смешивания напрямую влияют на фактуру, свойства и цвет конечной керамики. Например, после восстановительного обжига при высокой температуре черный цвет приобретет темный смолистый оттенок, станет иссиня-чёрным. Если же формула неверная, то будет получен мутный черно-серый цвет о котором говорят 雾朦朦 «заволокло тусклой серой дымкой». Среди цзяньшуй цзытао есть и белая керамика. У каждого мастера своя секретная технология, но, по сравнению с красной керамикой, формула белой, как правило, не настолько сложная.

2

измельчение исходной руды

измельчение исходной руды

смешивание различных глин

смешивание различных глин

3 Отмучивание или обогащение глины

После того как глину смешали, ее нужно поместить в кадку для «купания». Почему же это так называется? Целью этого процесса является извлечение из глины мягких зернистых компонентов, которые после перемешивания в кадке оказываются в верхнем слое или всплывают на поверхность. Извлекаемая масса процеживается 3-4 раза через сита разных калибров. Оставшуюся уже мягкую, похожую на зубную пасту, субстанцию перекладывают в большой чан или мешки как на фото ниже, чтобы дать ей просушиться и окислиться.

процесс обогащения глины через вымачивание

процесс обогащения глины через вымачивание

глина после обогащения

глина после обогащения

4 Разминание глины

После этапа фильтрации, мастеру нужно изрядно потрудиться, чтобы получить в итоге искусную керамику. Процесс напоминает замешивание теста. «Когда дойдет до ломоты в пояснице и судорог рук», то можно приступить к дальнейшей обработке. Разминать глину необходимо для того, чтобы избавиться от лишнего воздуха и сделать глину прочной, подобно берцовой кости. В противном случае в изделии после обжига останутся пузырьки воздуха, что послужит центром разрушения изделия при обжиге или эксплуатации.

Размятая глина, готовая к работе

Размятая глина, готовая к работе

Размятая глина, готовая к работе

Размятая глина, готовая к работе

5 Формовка на гончарном круге

Если предыдущие этапы были сугубо ремесленными, то формовка несет уже художественную составляющую. После завершения разминания глины можно приступить к формовке на гончарном круге. Технология использования гончарного круга сформировалась вместе с развитием цзяньшуй цзытао и используется по сей день.

Мастер Тан

Мастер Тан

6 Роспись изделия, нанесение орнамента под резьбу

Почему цзяньшуйская керамика так изящна и искусна? Все благодаря тому, что она неотделима от вдохновения и виртуозной «парящей» руки каждого мастера – каллиграфа и художника. Наблюдая за тем как постепенно накладывается рисунок, можно убедиться, что роспись цзяньшуй цзытао действительно сложна. Это в полной мере проверяет владение мастера кистью, его способность правильно организовать композицию и чутье формы керамики.

каллиграфия по глине с вертикальной разметкой

Каллиграфия по глине с вертикальной разметкой

Трудности при росписи керамического изделия следующие

  1. Во-первых, поверхность необожжённой глины очень скользкая и к тому же имеет изгиб, художник должен правильно распределить количество чернил при нанесении орнамента, поскольку глина не может впитывать чернила как бумага. Во время росписи наклон кисти должен соответствовать изгибу керамики, иногда рисунок или надпись наносятся в направлении по кругу, иногда сверху вниз, это бросает вызов мастерству художника.
  2. Во-вторых, даже если художник умеет расписывать керамику, он можете не учитывать главной идеи изображаемого. Настоящий мастер, не только испытывает свои художественные навыки, но и способен понять на глубоком уровне материал и форму изделия для того, чтобы нанести рисунок, который одновременно позволял бы наслаждаться каллиграфией и живописью, но в то же время подчеркивал совершенство керамики. Дать людям возможность любоваться формой изделия, восхищаться росписью и классическим изяществом.

7 Тонкая резьба по глине

После росписи на сцену выходит нож. Выдающегося мастера резьбы обязательно отличают: точность, аккуратность, упорство. Кропотливо и смело нож легко скользит по контурам орнамента, будто обладает собственным духом. Если же мастер нетерпелив, не тщателен, то линия такой резьбы будет неровной, кривой, а про изделие скажут «нож загубил изделие».

Резьба по контурам каллиграфии

Резьба по контурам каллиграфии

Резьба по контурам каллиграфии

Резьба по контурам каллиграфии – барельеф

8 Добавление многоцветных вставок

После того как художник закончит роспись, а гравировщик нанесет резьбу, необходимо аккуратно добавить новые фрагменты глины в образовавшиеся бороздки при резьбе. Но это еще не все, нужно многократно вдавливать новую глину. Совершив действие 5-6 раз можно положиться, что во время обжига не образуются трещины и будет достигнута хорошая адгезия (слипание).

Заполнение резьбы вставками из белой глины

Заполнение резьбы вставками из белой глины

Поскольку для новых вставок используют не глину, которая была изначально, то их стараются делать разнообразным. Часто можно увидеть изделия, в которых используются несколько видов глины пяти цветов. Сейчас с развитием цзяньшуйского промысла используются цветные вставки и на основе смеси глины с минеральными красками. Многоцветные вставки гораздо сложнее, чем добавление одного цвета, требуют от мастера знания азов живописи, понимания где какой цвет можно использовать. Ведь на каждый вырез будет приходиться отдельная вставка. Это очень трудоемкий процесс.

Классическое сочетание бурого тела чайника и белых вставок

Классическое сочетание бурого тела чайника и белых вставок.

9 Снятие излишков на гончарном круге

В процессе доработки удаляются излишки глины как с самой формы, так и после добавления многоцветных вставок. Так изделие в целом обретет свою законченную форму и стиль. Например, это может быть подгонка крышки чайника со срезанием излишка глины.

10 Просушка на воздухе

После снятия излишков можно дать глине немного отдохнуть, подсохнуть на воздухе, но не под прямыми лучами Солнца.

Сушка цзяньшуйских чайников на воздухе. Мастерская семьи Тан

Сушка цзяньшуйских чайников на воздухе. Мастерская семьи Тан

11 Обжиг в печи

После полной просушки, самое время поставить изделия в печь для обжига. Хорошая керамика не боится обжига. Температура в печах цзяньшуй цзытао превышает 1000℃ , но конкретная температура в каждом случае зависит от способа, выбранного мастером. Процесс длиться от 8 до 12 часов. Цзяньшуйская глина очень мягкая, степень усадки достигает 20%. Это делает формовку керамики очень сложной, поскольку в ходе обжига она может легко видоизмениться. По этой же причине большие изделия встречаются довольно редко. Многие изделия не проходят этот рубеж, процент успеха после обжига составляет 40%.

Традиционная печь лунъяо

Традиционная печь лунъяо

Раньше цзяньшуйская керамика обжигалась в дровяной печи лунъяо или «Печи дракона» 龙窑 достигавшей в длину нескольких десятков метров. Использование драконовой печи требует большого опыта гончара, поскольку он должен следить за обжигом и огнем, к тому же процент готовой продукции на выходе невелик. Сейчас в основном используются газовые печи (сжиженный газ) или электрические. Температура обжига там варьируется в пределах 1100-1200 ℃ , а время от 7 до 12 часов. При высокой температуре глина очень плавкая, в результате чего она заполняет все неоднородности и промежутки. Это приводит к высокому коэффициенту сжатия. После обжига он составляет от 15% до 20%, поэтому черепок изделия сплошной, очень прочный и звонкий.

Стационарная газовая печь семьи Тан

Стационарная газовая печь семьи Тан

Окислительный обжиг

Существует две основных стадии обжига цзяньшуйской керамики: окисление (выгорание) и восстановительный   обжиг. В ходе первого процесса печь всегда снабжается кислородом в достаточной степени, а концентрация углекислого газа довольно мала. Для того, чтобы содержащиеся в глине вода и органические соединения полностью испарились, а изделие сжалось и приняло стандартный вид в процессе обжига обязательно должен присутствовать этот этап.

Красная и белая – основные виды цзяньшуйской глины.После стадии выгорания внешний слой, который китайцы называют «огненная кожа», у красной глины приобретает цвет 猪肝红 «свиной печени», иными словами, бордовый оттенок. Белая глина после обжига становится яркого желто-белого цвета, про вид такой «огненной кожи» часто говорят, что она подобна слоновой кости. После этапа кислородного обжига и следующей за ним полировки изделие не сильно меняет свой цвет.

Одни и те же чайники до обжига и после. Мастерская семьи Тан

Одни и те же чайники до обжига и после. Мастерская семьи Тан

Восстановительный обжиг

Стадия восстановления при обжиге происходит, когда температура в печи достигает приблизительно 900℃. Начинается с того, что концентрация кислорода в печи уменьшается, что приводит к дефициту кислорода в печи. В результате этого огонь ищет оставшийся в глине кислород, чтобы продолжить реакцию горения. Когда концентрация углекислого газа в печи достигает 2-4%, содержащееся в глине железо начинает участвовать в реакции восстановления, после чего изделие приобретает буро-черный оттенок. Возникающая в результате этого процесса поверхность керамики становится смолисто-черной или светло-голубой. После полировки окраска может довольно сильно поменяться, можно получить глубочайший черный цвет, бордово-черный или голубовато-серый цвет.

12 Черновая полировка

После прохождения обжига, изделия из цзяньшуй цзытао, снаружи имеют слой «огненной кожи» серебристо-серого и пурпурного цвета с металлическим блеском. Это легко представить на примере пригоревшей рисовой корки, образовавшейся на дне котла, которую сразу не видно. Только в данном случае это больше напоминает известный в Китае нефрит Ду Юй, драгоценный камень, спрятанный в необработанной породе, — не можешь с первого взгляда рассмотреть настоящий облик. Целью черновой полировки абразивами как раз и является снять этот слой.

13 Финальная полировка

Древние говорили: «драгоценный меч становится острым благодаря точению». Цзяньшуйскиие гончары говорят: «настоящая керамика получится лишь благодаря полировке». Причина, по которой цзяньшуй цзытао так ярко блестит, словно зеркало, кроется в полировке. Керамика цзяньшуй делится на матовую и блестящую.

Глянцевая полировка вазы

Глянцевая полировка вазы

Традиционно во время полировки гончар ставит изделие на вращающийся диск, с помощью кусков глины прочно закрепляет керамику на диске. Далее начинает быстро вращать и полировать, держа в обеих руках абразивные материалы. Поскольку закрепляют с помощью кусков глины, то изделие может немного раскачиваться, подвергая опыт и мастерство гончара проверке. Его руки должны двигаться вместе с вращением и колыханием керамики. Важно также верно рассчитать силу, отполировать изделие не получится, если слишком слабо касаться поверхности керамики. А если чрезмерно использовать силу, то «хлоп!»: сосуд упал и разбился. При повторной полировке мастер, оценив состояние поверхности, подбирает различные по толщине шлифовальные абразивы, чтобы достигнуть эффекта гладкости.

Готовое полированное изделие

Готовый полированный чайник

Просмотров: (865)