Современные мастера Исина: Сюй Дамин 徐达明

Второй материал из серии “Современные мастера исинской керамики” посвящен  Сюй Дамину (徐达明), непревзойденному мастеру, интегрирующему элементы из дерева и слоновой кости в глиняные чайники и изобретателя формы Танъ Юй (唐羽) «Танцовщица эпохи Тан».

Печати Сюй Дамина

Печати Сюй Дамина

Юность и сложное время Культурной революции

Юность Сюй Дамина (1952–2016) пришлась на Культурную революцию, страшный период в истории современного Китая, когда традиционную культуру уничтожали, а её представителей, в том числе и исинских керамистов, подвергли массовым репрессиям. По программе «Деревня окружает города» миллионы молодых людей были депортированы в отдаленные деревни, где их обязали работать по «деревенским», не «интеллектуальным» специальностям. Сюй Дамину повезло больше, чем многим – отчасти благодаря навыкам работы с глиной, которым его обучали в детстве, он смог стать плотником и научился виртуозно работать по дереву. Деревенская ссылка продолжалась почти десять лет. Когда Культурная революция закончилась, Сюй Дамин вернулся домой и поступил на обучение в Первую исинскую фабрику.

Талантливый студент

Гунчуни Сюй Дамина

Гунчуни Сюй Дамина

Гунчунь "линчжи с боковой ручкой" 灵芝横把

Гунчунь “линчжи с боковой ручкой” 灵芝横把

Гунчунь "Арахис - земляной орех" 花生壶

Гунчунь “Арахис – земляной орех” 花生壶

Гунчунь "Пенек" 树桩

Гунчунь “Пенек” 树桩

На момент поступления Сюй Дамину было уже 27 лет – многие учителя считали, что это слишком поздно, и от него никто не ждал особых успехов. Но всё пошло совершенно наоборот. Сюй Дамин обнаружил удивительные способности к работе с глиной и уже в первые годы обучения научился делать прекрасные чайники в традиционных формах. После окончания обучения он вслед за отцом  перешёл в новооткрытую Вторую исинскую фабрику, где занялся разработкой и дизайном форм. За долгие годы работы он создал замечательные образцы исинской керамики классического стиля – минималистичные ши пяо, стройные резные «хризантемы», сложнейшие рельефные «гун чуни», расписные полихромные чайники разных форм, созданные вместе с супругой… Но больше всего из его работ ценятся поздние чайники с деревянными элементами.

Форма Танъ Юй 唐羽 «Танцовщица эпохи Тан»

Форма Танъ Юй 唐羽 «Танцовщица эпохи Тан»

Работа с материалом: элементы из дерева и слоновой кости

Таков, например, чайник «Танцовщица эпохи Тан» – лаконичная, элегантная форма диска и экстравагантно длинная деревянная боковая ручка. Мастер рассказывал, что старался изгибом ручки передать характерное движение одного из старинных танцев. Вообще, Сюй Дамин много экспериментировал с разной формой ручек чайника – они могут, к примеру, быть отдельным вставным элементом, или крупной каплей нависать над тельцем. Три очень характерных примера этих экспериментов выставлялись одно время в Музее города Уси (无锡博物), близ Исина, где содержится выдающаяся коллекция местной керамики.

楚珍壶 - чайник с элементами из слоновой кости

楚珍壶 – чайник с элементами из слоновой кости

"Ханьская мелодия с дужкой" 汉韵提梁

“Ханьская мелодия с дужкой” 汉韵提梁

Лундан с дужкой из красного дерева 龙蛋红木提梁

Лундан с дужкой из красного дерева 龙蛋红木提梁

Форма "Стремя" 马蹬壶

Форма “Стремя” 马蹬壶 с подвижным элементом из слоновой кости

Чайник Сюй Дамина со слоновой костью

Чайник Сюй Дамина со слоновой костью

Чайники Сюя Дамина покупали и западные музеи (в частности, музей Rhode Island School of Design). Сейчас, через четыре года после его смерти, на Китайских аукционах чайники мастера могут оцениваться в 70-80 тысяч юаней, хотя можно найти и дешевле. На том же прошлогоднем аукционе Christie’s, о котором мы писали ранее, два чайника Сюя Дамина ушли по 5-12 тысяч долларов.

Автор: Селецкий Владимир © 2020 Daochai.ru

Источники:

Просмотров: (491)