Современные мастера Исина: Бао Чжунмэй и техника “золотой нити”

Сегодняшний выпуск посвящён Бао Чжунмэю (鲍仲梅) (р. 1944), живой легенде исинской керамики и изобретателю техники контурной росписи драгоценными металлами “Золотая нить”.

Вариации клейма Бай Чжунмэя

Варианты клейма Бай Чжунмэя

Поиск своего стиля украшения чайников

Как и другие герои наших заметок, он – потомственный керамист, родился в Исине и уже в раннем детстве учился работе с глиной. Профессионально он начал обучаться искусству исинской керамики в 1959 году. Среди его учителей были такие гиганты как Жэнь Ганьтин (任淦庭), прославившийся живописным, графическим подходом к украшению чайников, и Цзян Чжун (蒋蓉). К середине 70-х годов Бао Чжунмэй успешно освоил все традиционные формы и техники, и занимался исследованием старинных техник украшения – им двигало желание найти новые методы работы с исинской глиной. Поиски увенчались успехом, когда мастеру удалось разработать точную технику украшения глины драгоценными металлами. В общем виде это выглядит следующим образом: сначала на чайник наносится рисунок сложнейшей гравировки, с линиями абсолютно равномерной толщины, а затем они заполняются золотой или серебряной нитью. Очень медленно и аккуратно, чтобы нить не оторвалась от глины ни в процессе работы, ни в процессе обжига.

玉柱擎天壶 "Резная колонна, держащая небо" как пример росписи "золотой нитью

玉柱擎天壶 “Резная колонна, держащая небо” как пример росписи “золотой нитью

Признание новой техники случилось почти сразу после её изобретения, в 1982 году – Бао Чжунмэй получил первый приз на конкурсе национальной керамики (国陶瓷美术设计一等奖). С этого момента известность мастера росла стремительными темпами. Сейчас его чайники выставляются в музеях Исина, Гонконга и Тайпея, и продаются на аукционах за очень внушительные суммы, вплоть до 100-150 тысяч юаней.

«Небо в полнолуние» 制天空皓月壶, роспись "золотой нитью", сплетенная глина, инкрустация нефритом

«Небо в полнолуние» 制天空皓月壶, роспись “золотой нитью”, сплетенная глина, инкрустация нефритом

Оценить виртуозное владение техникой можно, например, по чайнику «Небо в полнолуние» (制天空皓月壶) (оценивался ок. 60 тысяч юаней): тельце с золотой нитью и двумя слоями сплетенной глины, изображающими ночное небо с облаками, и крышка-луна со вставкой из светлого нефрита.

«Затаившийся дракон» (潜鳞升华壶)

«Затаившийся дракон» (潜鳞升华壶)

Другой чайник, многократно копировавшийся мастером и его студентами – «Затаившийся дракон» (潜鳞升华壶), с золотой гравировкой по стенкам с полостями, и дополнительным рисунком глиной по глине.

Боланчуй, чайник-кистень с серебром

Боланчуй, чайник-кистень с серебром

“Чайник-кистень”

Помимо украшений драгоценными металлами, Бао Чжунмэй экспериментировал и с формой чайников. Самым интересным результатом поисков стали необычные шаровидные чайники Боланчуй (博浪锤欣赏), созданные в конце 80-х – начале 90-х годов. Форма напоминала собой гирю на цепи, простейшее гибкое оружие кистень.

Боланчуй, чайник-кистень с каллиграфией

Боланчуй, чайник-кистень с каллиграфией

Чайник держат за два выступа и крышку, а третий выступ служит носиком. В зависимости от времени создания и вариации техники (есть версии с гравировкой, с серебряными и золотыми шариками, и т.д.), такие чайники могут стоить от 10 до 20 тысяч долларов. Эта экстравагантная форма, придуманная Бао Чжунмэем, не вошла в постоянный репертуар исинских мастеров, но созданные им техники работы с золотом и серебром сейчас применяются повсеместно.

Автор: Селецкий Владимир © 2020 Daochai.ru

Источники:

  • https://www.taohuren.com/mingjia/baozhongmei/
  • https://jianding.taohuren.com/yinzhang/view-45.html
Просмотров: (311)