Современные мастера Исина: Люй Яочэнь 吕尧臣

Герой сегодняшнего выпуска серии материалов “современные мастера Исина” – Люй Яочэнь (吕尧臣), чьи жизнь и карьера разительно отличаются от большинства его коллег.

Начать с того, что его семья не имела никакого отношения к исинской керамике. Отец держал мясную лавку в местечке Гаочэн (高塍), одной из бесчисленных деревень, раскиданных по берегам озера Тайху (на западном берегу которого, напомним, находится собственно Исин). В молодости Люй Яочэнь успел поработать актёром, заводским рабочим, бухгалтером – он брался за любую работу, чтобы помочь обедневшей семье. В керамисты он пошёл практически случайно: в 18 лет почувствовал интерес к традиционной посуде и поступил на обучение в Первую исинскую фабрику. Одним из его главных наставников там был У Юнгэнь (吴云根), великолепный мастер, большой ценитель и знаток редких старинных техник, который привил своему ученику любовь к истории исинской керамики.

Сплетенная глина Цзяо Ни 绞泥

Масштаб природной одарённости молодого студента был поистине ошеломляющим. Он с лёгкостью осваивал всё, чему могли научить опытные мастера, и быстро начал придумывать собственные формы и техники работы с глиной. Если в предыдущих статьях мы рассказывали о главном достижении мастера и паре-тройке других его/её чайников, то в случае с Люй Яочэнем можно написать целую книгу о его «главных» достижениях! (В Китае так и поступили, издав замечательную книгу «尧臣壶传».) Поэтому мы ограничимся лишь несколькими. Начнём со сплетенной глины (иначе – техника Цзяо Ни 绞泥), которую Люй Яочэнь придумал в восьмидесятые годы. Идея изобретения проста: поскольку разные виды исинской глины могут давать разный цвет после обжига (и в зависимости от его температуры и длительности), почему бы не сделать чайник из нескольких разных глин и получить на выходе разноцветный узор?

Сплетенка "Нефритовая печать" 玉玺壶

Сплетенка “Нефритовая печать” 玉玺壶

Чайник в технике сплетенной глины 大丰收

Чайник в технике сплетенной глины 大丰收

Техника Цзяо Ни, форма 天际

Техника Цзяо Ни, форма 天际

"Янцзы", техника Цзяо Ни, стоимость на аукционе 80,000 юаней

“Янцзы”, техника Цзяо Ни, стоимость на аукционе 80,000 юаней

Чайник в темнике Цзяо Ни 逸者寿壶, аукционная цена более 2млн юаней

Чайник в темнике Цзяо Ни 逸者寿壶, аукционная цена более 2млн юаней

Чайник формы 天际

Чайник формы 天际

Вдохновением для мастера послужили техника санцай (唐三彩) времён династии Тан и цзюньчжоуская керамика (钧窑) династии Сун. В этих техниках керамисты добивались сложных многоцветных узоров, искусно подбирая химический состав глазури и точно контролируя температуру обжига. Добиться такого же эффекта, но используя только глину – вот задача, которую нужно было решить Люй Яочэню. На решение ушло много месяцев экспериментов. Ведь разные глины требуют разной температуры обжига, обладают разной степенью усадки, разной плотностью. И даже когда правильная технология была найдена, Люй Яочэнь не стал ограничиваться простыми узорами – он хотел найти художественное выражение для новой техники. Так появились чайники с речными камнями, с песками пустынь, с закатом на Янцзы…

"Речные камни", техника сплетеной глины

“Речные камни”, техника сплетеной глины

"Речные камни", техника сплетеной глины

“Речные камни”, техника сплетеной глины

"Речные камни", техника сплетеной глины

“Речные камни”, техника сплетеной глины

Создание формы «Вмещающий небо» 容天

容天 "Вмещающий небо" - новое прочтение формы Дую Цю

容天 “Вмещающий небо” – новое прочтение формы До Цю

Другим выдающимся достижением мастера стало оригинальное прочтение формы «До Цю» (掇球, дословно «падающий шарик») – с заниженным тельцем. Такая форма стала известна как «Вмещающий небо» (容天). Да-да, те самые чайники, которые часто можно видеть в чайных магазинах – прямые потомки чайников Люй Яочэня. До него самым популярным вариантом был вытянутый по вертикали, с высоким горлышком Шоу Чжэнь До Цю (寿珍掇球), который придумал легендарный мастер Чэн Шоучжэнь (程寿珍). Для российского любителя чая это, возможно, и не звучит как что-то особенно интересное. Но для ценителей исинской керамики, для коллекционеров и для керамистов, «Вмещающий небо» стал откровением – чайники лучше, чем у самого Шоучжэня! – и нечистые на руку коллеги Люй Яочэня очень быстро стали производить подделки, копируя стиль и печати молодого мастера.

Эксперименты с формой

Ранняя работа Сюй Яочена

Ранняя работа Сюй Яочэня

Ранние работы Люй Яочэня отталкивались от классических форм и сюжетов: так, первую славу мастеру принесли «бамбуковые» сервизы, за которые молодого керамиста уважительно называли Чжу Люй (竹吕) – «Бамбуковый Люй». Но с возрастом Люй Яочэнь давал всё больше свободы своему богатому воображению. В поздних работах он осуществляет радикальные эксперименты с формой. Особенно известной стала серия чайников, вдохновлённых частями человеческого тела – от смеющегося Будды, продевающего руку (носик чайника) в рукав, до откровенно эротических чайников «Наложница Гуйфэй» (贵妃) и «Фу Си» (伏羲). Другое оригинальное изобретение – двойные чайники «Инь и ян», собирающиеся в пазл. А в чайниках серии «Колодец» Люй Яочэнь придумал создавать внутри стенки специальное пространство, в которое можно посадить небольшую лягушку, или змею.

"Инь и Ян" 阴阳太极鱼造型壶

“Инь и Ян” 阴阳太极鱼造型壶

"Инь и Ян" 阴阳太极鱼造型壶

“Инь и Ян” 阴阳太极鱼造型壶

"Колодец" 井中蛙壶 цена на аукционе 250000-300000 юаней

“Колодец” 井中蛙壶 цена на аукционе 250000-300000 юаней

Чайник Фу Си 伏羲

Чайник Фу Си 伏羲

Чайник "Гуйфей" 贵妃出浴壶

Чайник “Гуйфэй” 贵妃出浴壶

Чайник 欲放 "Дать волю желаниям"

Чайник 欲放 “Дать волю желаниям”

Оригинальные дизайны Люй Яочэня можно перечислять бесконечно – «Нефритовый пояс» (玉带壶), «Дождь, цветы и камни» (雨花石提梁), «Сумо» (相扑, редкая вариация на «До Цю»), «Золотая цикада в крепостных стенах» (圆壁金蝉), «Малая императорская нефритовая печать» (小玉玺壶), и даже такая диковина, как «Панда Пань Пань – к празднованию XI Азиатские игр» (盼盼). Чайники Люй Яочэня давно стали предметами музейной ценности. На аукционах цена может доходить до астрономических сумм – в пересчёте на рубли, от нескольких сотен тысяч за чайники простых форм и до 20 и более миллионов за сплетённую глину или чайники сложных форм.

"Нефритовый пояс" 玉带茶壶 , аукционная цена 300 000 юаней

“Нефритовый пояс” 玉带茶壶 , аукционная цена 300 000 юаней

Чайник 包袱壶 "Узелок"

Чайник 包袱壶 “Узелок”

"Большая панда" 大熊猫

“Большая панда” 大熊猫

"Древний колодец, поросший деревом" 古井移木壶

“Древний колодец, поросший деревом” 古井移木壶

"Птичье гнездо (олимпийский стадион в Пекине)" 奥运鸟巢壶

“Птичье гнездо (олимпийский стадион в Пекине)” 奥运鸟巢壶

Титул «Великий мастер прикладного искусства Китая» (中国工艺美术大师), высший в художественной иерархии в Китае, Люй Яочэнь получил в 1993 году. Помимо него на тот момент им обладали только ещё два человека. Поговаривают, что жюри хватило одного взгляда на крышку «Нефритовой печати» (фото чайника в самом начале материала).

Автор материала Селецкий Владимир, консультант Daochai.ru

Источники:

Просмотров: (519)