Лу Юй 陆羽 и его чайный канон

«Чайный лист должен был смят, как сапог всадника, изогнут, как подгрудок вола, и раскрыт, как дымка, поднимающаяся из ущелья. Он должен обладать блеском, как гладь озера, тронутая лёгким ветерком, и быть влажным и мягким, как прекрасная земля, только что политая дождём…»   Лю Юй 陆羽 – великий литератор и исследователь чая эпохи Тан (618 – 907 гг.)

Лу Юй вариат чай

Первым проповедником чая в середине VIII века стал Лу Юй 陆羽 (733-804 гг.). Он родился в эпоху, когда буддизм, даосизм и конфуцианство искали пути взаимного синтеза. Время требовало такого символа, который бы отражал всемирное, всеобщее в частном. Лу Юй увидел в чае ту гармонию и порядок, которые были свойственны всему мирозданию. В своей знаменитой работе «Ча Цзин» 茶经 («Чайный канон») он сформулировал свод законов о чае и чаепитии. С этого времени началось поклонение чаю.

Во время войны Лу Юй, будучи ребёнком, осиротел. Гуляя у озера, буддийский монах увидел диких гусей, кружившихся над тростником. Вглядевшись пристальнее, он заметил, как дикие гуси кормят ребёнка. Разогнав гусей, монах взял мальчика на руки. Дикие гуси, защищая малыша, набросились на монаха, но смог убежать и добрался до монастыря. Монах дал имя мальчику – Фэй Син, что значит «падающая звезда», но тот отзывался плачем на имя. Мальчик перестал плакать и заморгал, когда его назвали Лу Юй. «Лу» 陆 означает «земля», а «Юй» 羽 - «перо», его имя очень символично, оно рассказывает о прошлом: ведь он появился из ниоткуда, словно перо, спустившееся с небес на землю.

Обладая бунтарским духом, в 13 лет Лу Юй покинул монастырь, восстав против учебной дисциплины. В горах отшельником он писал свой «Ча Цзин» – «Чайный канон». Облачался просто, на ногах сандалии из лиан, в руках посох. Лу Юй уходил на рассвете и возвращался только к самому закату. Одиноко бродил в единстве с природой, собирал чайные листья, пробовал воду из источников, читал каноны и стихи. В общем, «вёл себя, как сумасшедший из царства Чу».

Лу Юй уделял огромное значение подготовке водыЛу Юй уделял огромное значение подготовке воды

В своем «Чайном каноне» Лу Юй систематизировал все научные и практические знания о чае, накопленные до эпохи Тан, а так же свой личный опыт. На первых порах эта книга была распространена только среди знатоков и любителей чая, но вскоре молва о ней донеслась и за пределы Китая.  Как только «Ча Цзин» стал общеизвестен, Лу Юй получил признание и удостоился высочайших похвал.  Практически он стал «святым» ещё при жизни. Лу Юй был вознесён в статус чайного божества или чайного бессмертного, что также имело место во времена династии Тан. И в настоящее время существует традиция во время чайной церемонии ставить его тотем рядом с чайными инструментами. В чайных домах ублажают Лу Юя, перед изображением его ставят чашечку чая и возжигают благовония.

Скачать "Чайный канон" Лу Юя

1 [PDF] Чайный Канон, перевод Бурба Армандаc

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв