История пуэра: ранний период
Пуэр — это целая субкультура в океане чайного разнообразия Поднебесной. Его уникальность проявляется не только во вкусе и аромате, психофизическом состоянии, которое он может подарить, но и в уникальном культурном бэкграунде и истории длиною нимного нимало в 3000 лет. То, что чайная культура Китая уходит своими корнями в глубокую и лохматую древность вовсе не секрет, но уникальность пуэра заключается в том, что это, пожалуй, единственный чай Поднебесной, многотысячелетняя история которого хорошо задокументирована и отражена в древних литературных памятниках. В какой-то степени история пуэра — это история самого Китая. Согласитесь, куда интереснее изучать историю Китая через чай да за пиалой чая? ;-) Именно это мы и предлагаем сделать сегодня. Так что усаживайтесь поудобнее, наполните пиалу добротной заварочкой пуэра, и отправляйтесь вместе с нами в доисторические времена на родину чая. Поехали!
Юньнань - колыбель чайной культуры
Да, вам не послышалось - именно на родину чая. Сегодня Юньнань, главным образом, ассоциируется с пуэром, как главным продуктом провинции. Как известно, пуэр может считаться пуэром, только если чайный лист для него собран в пределах провинции Юньнань. Но по факту, Юньнань является колыбелью чая, вообще. Если быть географически точным, это густые леса Юньнань-Гуйчжоуского нагорья 云贵高原, которое охватывает части территорий современных китайских провинций Юньнань, Гуйчжоу и Сычуань. Чайное дерево впервые появилось именно тут.
Многие чаеведы в Китае вообще сводят родину чайного растения к провинции Юньнань, так как большая часть вышеупомянутого нагорья — это именно территория Юньнани, и только потом Гуйчжоу и Сычуань.
Вообще, Юньнань — это удивительный край редких, диковинных растений и потрясающих пейзажей. Все дело в том, что 2,5 миллиона лет назад, когда очередной и последний в нашей истории ледник накрывал планету, то до Юньнани он не добрался, и практически не затронул ее территорию, благодаря чему здешний растительный мир сохранился в первозданном виде, и до нас дошли уникальные субтропические растения, существовавшие тут миллионы лет назад, и в их числе — чайное дерево. Количество древних, огромных чайных деревьев на единицу площади тут просто зашкаливает. При чем, это не только отдельные экземпляры, растущие в густых лесах нагорья вперемешку с другими деревьями и растениями, а именно чайные леса в самом прямом смысле этого слова, — таких лесов ученые обнаружили здесь множество.
Впервые появившись здесь, чайное дерево постепенно распространялось на сопредельные территории. Всё по законам Дарвина: путём борьбы и конкуренции с другими растениями, оно постепенно формировало новые ареалы обитания. Распространяясь на новые земли, чайное дерево приспосабливалось к местным условиям каждого отдельного региона — менялось в размерах, форме кроны листвы, размерах и форме самих чайных листьев и т.д. И чем дальше оно удалялось на север, тем меньше оно становилось по размеру, постепенно принимая форму куста, а не дерева. Что логично, потому что чем севернее климат, тем он холоднее, и, соответственно, более жёсткая среда обитания, в которой выживать сложнее, нежели в субтропическом климате Юньнани. Юньнань — самая настоящая кладовая чайного генетического материала, здесь представлены ВСЕ виды и подвиды чая.
Период Шан-Чжоу (商周时期,1600 до н.э. — 256 гг) и древние хроники о чае
Юго-западные провинции Китая
Примерная карта Шанского периода
Письменная история Китая, как таковая, начинается с эпохи Шан (商). Шан — это название первого китайского государства и первой императорской династии. Чжоу (周) — название второй эпохи (династии), сменившей собой Шан. Временной период существования этих государств датируется с 1600 года до н.э. по 256 год н.э, то есть начинается порядка 3625 лет назад.
Летопись «Хуаян Гочжи»
О драматических событиях тех лет нам повествует летопись «Хуаян Гочжи" («Описание государств к югу от горы Хуашань», 《华阳国志》), написанная в 348-354 гг н.э. историком по имени Чан Цюй (常璩, 291-361 гг). В летописи описываются история, география, исторические личности, племена-государства, занимавшие в то время территорию современной Юньнани.
Согласно Хроникам, на этой территории в то время проживал древний народ Пу (濮族), который уже тогда знал чай, обладал самыми простейшими технологиями его обработки и производства, и, что немаловажно, не только собирал дикий чай, но и разводил чайные деревья. Ныне живущие в Юньнани малые народности, такие как Булан (布朗族), Ва(佤族), Дэъан(德昂族), считаются потомками этого древнего народа.
Как повествует летопись, закат государства Шан пришелся на 1066 г. до н.э., когда правитель окрепшего, но еще вассального к Шан, племени Чжоу(周)Чжоу Уван (周武王) возглавил военный поход против шанского правителя Шан Чжоувана (商纣王). Шан Чжоуван слыл жестоким деспотом и тираном, давно потерявшим всякую поддержку своего народа, что, по мнению вождей вассальных племен, означало, что он потерял «небесный мандат» на управление Поднебесной. Чжоу Уван сколотил военную коалицию, главным образом, состоящую из нескольких юго-западных племен-государств, и уничтожил шанскую династию, и основал уже свою правящую династию, — так наступила эпоха Чжоу. Этими юго-западными племенами, поддержавшими его, были народности, которые заселяли тогда территорию современной Юньнани. В то время государства, в которых они жили, назывались Ба и Шу 巴蜀. После успешного военного похода вожди этих племен преподносили подарки новому императору, Чжоу Увану, вот как это описывается в летописи: «В качестве подати, Чжоу Увану в тамошних краях преподносили рыбу, соль, медь, железо, а также киноварь, лак, чай и мед».
《华阳国志·巴志》:“周武王伐纣,实得巴蜀之师·········· 鱼盐铜铁,丹漆荼蜜······皆纳贡之。”
Географически это - тот же самый район, где сегодня делаются пуэры. Учитывая, что современный шен-пуэр производится посредством минимальной обработки, то отсюда, считают китайские чайные корифеи, следует вывод, что чай, который дарили первому императору династии Чжоу, — это его отдаленный предок.