1.1 История пуэра: Период Шан-Чжоу 商周时期 (1600 до н.э. — 256 гг н.э)
Люди народности Пу (濮族), заселявшие в те далекие времена территории сегодняшней провинции Юньнань, уже выращивали чайные деревья, и уже обладали какими-то технологиями обработки чайного листа и производства чая. Более 3000 лет назад человек уже знал чай и мог его делать. Это, пожалуй, самый ранний период в истории человечества, когда мы можем относительно точно сказать, что чай в жизни людей — был.
Предыстория: царства Шан и Чжоу
Оранжевым цветом обозначена Великая Китайская равнина
Письменная история Китая, как таковая, начинается с эпохи Шан (商) . Шан — это название первого китайского протогосударства, чья письменность сохранилась и ее удалось обнаружить. Шан зародилась в среднем и нижнем течениях бассейна реки Хуанхэ, на Великой Китайской равнине — колыбели всей китайской цивилизации. А период Шан-Чжоу (商周时期), соответственно, назван так по именам эпох. Чжоу (周) — название второй эпохи (династии), сменившей собой Шан.
Закат государства Шан пришелся на 1066 г. до н.э., когда правитель окрепшего, но еще вассального к Шан, племени Чжоу(周)Чжоу Уван (周武王) возглавил военный поход против тогдашнего шанского правителя Шан Чжоувана (商纣王). Шан Чжоуван слыл жестоким деспотом и тираном, давно потерявшим всякую поддержку своего народа, а потому, по мнению вождей вассальных племен, потерял «небесный мандат» на управление Поднебесной. Чжоу Уван сколотил военную коалицию, главным образом, состоящую из нескольких юго-западных племен-государств, и уничтожил шанскую династию, а вместе с тем и положил начало новому династийному циклу, основав уже свою правящую династию, — так наступила эпоха Чжоу.
"Хроники Хуаян" и упоминание чая
Такая длинная предыстория неспроста. Ведь все мы знаем, что Китай — страна истории, скрупулезно фиксирующая события минувших лет. Для нас, пуэролюбов, в данном случае представляет особый интерес летопись «Описание государств к югу от горы Хуашань» ("Хуаян Гочжи", "Хроники Хуаян”, 《华阳国志》),написаная в 348-354 гг н.э. историком по имени Чан Цюй (常璩, 291-361 гг). На минуточку, это второй по древности литературный памятник во всем мире, в котором упоминается чай. Хроники Хуаъян представляют собой историко-географический справочник, в котором описываются история, география, исторические личности, племена-государства, занимавшие в то время территории современных юго-западных провинций Китая.
Юго-западные провинции Китая
Примерная карта Шанского периода
Летопись разбита на части, каждая из которых посвящена одному из царств-государств. Так вот, в первом свертке, посвященному государству Ба (《华阳国志·巴志》), мы находим упоминание о драматичных событиях, описанных выше:
Цитата
«И отправился Чжоу Уван(周武王) в карательный поход против Шан Чжоувана (商纣王), чтобы усмирить его бесчинства. Государства Ба(巴国) и Шу(蜀国) послали в помощь ему своих воинов. После победы над Шан царство Ба перешло в подданство к Чжоу Увану, и в качестве подати, ему в тамошних краях преподносили рыбу, соль, медь, железо, а также киноварь, лак, чай и мед».
《华阳国志·巴志》:“周武王伐纣,实得巴蜀之师·········· 鱼盐铜铁,丹漆荼蜜······皆纳贡之。”
*Примечание переводчика
Заметили, как написан иероглиф чай? Здесь возможно имеет смысл пояснить один момент с его написанием — как видим, в оригинале в Хрониках пишется не современный и всем нам знакомый иероглиф 茶 (chá), а похожий на него, но отличающийся одной лишней чертой — иероглиф 荼 (tú). Ошибки тут нет, китайские лингвисты доказали, что раньше чай обозначался и назывался именно иероглифом 荼(tú).
Царства Ба и Шу населяли несколько народностей, и располагались они на территориях современных провинций Сычуань, Гуйчжоу и Юньнань. Из них Юньнань занимали как раз люди народа Пу(濮族). Ныне живущие в Юньнани малые народности, такие как Булан (布朗族), Ва(佤族), Дэан(德昂族), считают себя потомками этого древнего народа. К слову, сегодня является научно доказанным тот факт, что колыбелью чайного дерева были территории как раз этих трех провинций, а если быть совсем точным — густые леса Юньнань-Гуйчжоуского нагорья (云贵高原).
Юньнань-Гуйчжоуское нагорье