1.2 История пуэра: период Троецарствия (三国)
Эпоха Троецарствия - период в китайской истории, длившийся с 220 по 280 гг., когда Поднебесная была разделена на три враждовавших и противостоящих друг другу царства - Цао Вэй (曹魏), Сунь У (孙吴) и Шу Хань (蜀汉).
Чжугэ Лян
Чжугэ Лян
Троецарствие в каком-то смысле, знаковая эпоха для чая в Юньнани - ни много ни мало первая страница юньнаньской чайной истории была написала тогда. Звучит, немного пафосно, но тем не менее... Событие это произошло почти 1800 лет назад, в 225 году, и связано оно с именем самого Чжугэ Ляна (诸葛亮, его взрослое имя Кунмин - 孔明) . Не вдаваясь в подробности, скажем просто, что в китайском эпосе фигура Чжугэ Ляна — это фигура если не планетарного, то эпохального масштаба точно.
В китайской культуре он считается олицетворением мудрости, опыта, военной хитрости и изобретательности. Его часто сравнивают с Сунь-цзы, написавшим «Искусство войны» (孙子兵法). Он — один из персонажей классического китайского романа «Троецарствие» (三国演义), где его подвиги и таланты, правда, знатно преувеличены. Но, тем не менее, Чжугэ Лян действительно был талантливым полководцем и сильным государственным деятелем.
Попеременно враждовавшие и воевавшие друг с другом три царства возникли на развалинах былой империи династии Хань(汉朝). Среди трех, самым малым по площади было государство Шу Хань, оно фактически состояло только из одной области — Ичжоу (益州), и частично занимало земли нынешних провинций Сычуань, Юньнань, Гучжоу, Чунцин.
Китай периода Троецарствия
Уже по самому местоположению можно понять, что государство это располагалось на землях исторической колыбели чайного дерева и зарождения чайной культуры вообще.
Правивший этим царством император Лю Бэй (刘备) по крови был потомком низвергнутой династиии рода Лю империи Хань. Своей целью он видел восстановление исторической справедливости и возвращение власти над Поднебесной потомкам рухнувшей династии, правителей же других двух царств, объявивших себя императорами, он считал узурпаторами. Судьба даровала в сподвижники и соратники ему Чжугэ Ляна, который разделял чаяния Лю Бэя, более того, даже имел план реставрации династии Хань. Пожалуй, самой сложной частью плана было покорение северного царства Цао Вэй. Цао Вэй было основано и управлялось не менее каноничной фигурой для китайской истории — самим Цао Цао (曹操). Цао Вэй было сильным как в военном, так в экономическом отношении государством. Чжугэ Лян понимал, что чтобы воевать с Цао Вэй, Шу Хань нужны крепкие тылы, которые не подведут в ответственный час. Поэтому сначала было решено упрочить положение в собственном государстве — Шу Хань, то есть усмирить и подчинить местные южные кланы и племена. И вот с этой целью-то Чжугэ Лян и совершал свои походы на юг, доходя до самых южных окраин современной Юньнани. В общей сложности таких походов было всего семь, и каждый из них завершился победой Чжугэ Ляна.
Чайный предок Кунмин
Для нас же Чжугэ Лян интересен не столько своими военными подвигами, сколько своими подвигами на чайной ниве. Интересная штука заключается в том, что Чжугэ Лян стал не просто укротителем южных варваров, их кланов и племен, а то что, он стал тут «Чайным прародителем» или «Чайным предком»(茶祖), практически Чайным святым. Шутка ли сказать, но в современной Юньнани в качестве чайного святого и чайного прапредка чтут не Лу Юя, и даже не Шеньнуна, а именно Чжугэ Ляна! И это не новшество последних лет: о том, что Чжугэ Лян пользовался особым уважением у местных чаеводов мы знаем, в частности, по записям в историко-географическом справочнике «Записи Приказа по горным и водным ресурсам при озере Дяньхай» за авторством Тань Цуя (檀萃《滇海虞衡志》.
Статуя Чжугэ Ляна с посохом в виде чайного дерева. Надпись на постаменте "Чайный предок-прародитель Кун Мин"
Статуя Чжугэ Ляна в центре г. Пуэр с веточкой чайного дерева. Надпись на постаменте "Кун Мин положил начало чаю"
Тань Цуй (1725-1801гг) жил уже во времена династии Цин, будучи госслужащим, изъездил Юньнань вдоль и поперек. В своем справочнике Тань Цуй пишет:
Цитата
«На чайной горе растет чайное дерево, которое называют Дерево Чайный Владыка (茶王树). По сравнению с чайными деревьями на других здешних пяти великих чайных горах, размеры этого дерева поражают, оно огромно! И посадил его никто иной, как сам Чжугэ Лян. Аборигены по сей день чтят его и делают дереву жертвоприношения»( “茶山有茶王树,较五山独大,本武侯遗种,至今夷民祀之。”).
Речь идет о горе Наньношань (南糯山), которую в 225 году проходил с войсками Чжугэ Лян.
То, что Чжугэ Лян действительно бывал в этих местах подтверждается «Докладной запиской о выдвижении войск» (《出师表》,诸葛亮), написанной самим Чжугэ Ляном на имя императора Лю Бэя. В записке Чжугэ Лян убеждает императора «дать добро» на северные походы против царства Цао Вэй, так как юг Шу Хань неприятных сюрпризов уже не принесет, так как: «Я со своими войсками в мае-месяце уже ходил в поход за реку Цзиньшацзян....В те земли, где трава не растет, мы тогда продвинулись глубоко, юг сейчас умиротворен и укрощен, а войска и снаряжения у нас в достатке (для похода на север)»“故五月渡泸,深入不毛。今南方已定,兵甲已足。”
*Во времена Троецарствия, «землей, где трава не растет» или «голой землей» называли гористые земли юга Юньнани. Здешняя гористая местность казалась не пригодной для сельского хозяйства.
Так что вероятность того, что Чжугэ Лян и правда останавливался у горы Наньношань (Сишуанбаньна, Юньнань) очень даже возможна. Правда ли, что он самолично посадил то чайное дерево, которое за века выросло до огромных размеров, и так поразило Тань Цуя, мы наверное уже не узнаем. Но местные малых народностей, например Цзино (基诺族), тем не менее, глубоко верят в это предание, считают неоспоримым фактом, и передают его из поколения в поколение, а Чжугэ Ляна почитают «Чайным предком», и каждый год проводят церемонии жертвоприношения ему.
Чествование Чжугэ Ляна в г. Пуэр фото того же памятника с другого ракурса.
Чествование Чжугэ Ляна. Обратите внимание на большой желтый иероглиф 濮 (название древнего народа, издревле заселявшего Юньнань). На заднем плане слева - стилизованные иероглифы 茶祖
В конце восьмидесятых мне как-то попался в руки выпуск «Юньнаньского ежедневника» (《云南日报》) от 16.12.1988г , на третьей странице которого в статье под названием «Ненавязчиво о чае» (“闲话云南茶事”) писали:
«Предания гласят, Чжугэ Лян и, правда проходил гору Наньношань. Но поход легкой прогулкой для его войска не выдался: в непривычной местности, где вода, воздух, климат, все было другим, стали солдаты его заболевать один за другим странным недугом — болели и чесались глаза. У Чжугэ Ляна был при себе посох, который он всегда носил с собой, - воткнул он его в расщелину в горе, стена которой служила боевым укреплением для их военного лагеря. Неожиданно... посох постепенно превратился в чайное дерево, а на ветвях его выросли листья. Солдаты срывали листья, заваривали их крутым кипятком и пили получившийся настой, этим же настоем они промывали себе глаза. Так, хворь потихоньку отступила. С тех самых пор на горе Наньношань и появилось, и стало множиться чайное дерево, саму гору Наньношань стали называть гора Кунмина (孔明山, Кунмин - взрослое имя Чжугэ Ляна — прим.), а посаженное Чжугэ Ляном чайное дерево - Дерево Кунмина(孔明树). Другая же легенда гласит, что чайную гору Юлэшань (攸乐山), одну из древних шести чайных гор в Юаньнани, также называют горой Кунмин, а местные жители каждый год 23 июля по лунному календарю чествуют Чжугэ Ляна и празднуют его день рождения. Они устраивают целое мероприятие — запускают в небо горящие фонарики («фонарики Кунмина», 孔明灯), зовется все это праздничное действо «Чествование чайного предка» (茶祖会).
Упоминания в Травнике У Пу
К слову, помните, что в начале повествования, я обмолвился о том, что царство Шу Хань как государство было самым маленьким, и единственной его административной единицей была одна область — область Ичжоу (益州)? Так вот, в эпоху Троецарствия жил известный врачеватель У Пу (吴普), который составил до крайности подробный «Травник»《本草》, вобравший в себя сведения едва ли не о всех известных тогда растениях, их свойствах и воздействии на организм человека. Об авторитете У Пу говорит тот факт, что он был учеником самого Хуа То(华佗 ), самого знаменитого медика древнего Китая, который первым изобрел и начал применять анестезию (вино, сдобренное коноплей).
У Пу
Так вот, в своем «Травнике» У Пу описывает одно растение: «Растение то горько на вкус. Оно имеет тут разные названия: Ту (荼), Сюань (选), Юдун(游冬). Растет оно в долинах рек в Ичжоу(益州), в горах, плоскогорьях, вдоль дорог у подножия гор в Ичжоу. Растение спокойно переживает зиму, не погибает. Сбор листьев начинают третьего марта».
“苦菜一名荼,一名选,一名游冬,生益州谷山陵道旁。凌冻不死,三月三日采干。”
Из всех перечисленных названий первое Ту (荼) и есть чай. В Юньнане при династии Хань и во время Троецарствия чай знали, пили и делали.