1.4 История пуэра: Династия Сун (宋朝, 907–1270)

В эпоху поздней Сун (1127—1279 гг.) писатель, литературовед Ли Ши (李石) написал книгу «Трактат все обо всем - Продолжение» (《续博物志》). Годы жизни Ли Ши неизвестны, известно лишь, что он жил в провинции Сычуань, работал помощником начальника Чэнду, был его делопроизводителем. Написанная им книга была, своего рода, апдейтом энциклопедии «Трактат все обо всем» (《博物志》), написанной веками ранее поэтом и государственным деятелем Чжан Хуа (张华, 232–300гг). Живя и работая в Сычуани и решив писать книгу энциклопедического характера, Ли Ши, не мог не коснуться темы местного чая.

Цитата из «Трактата все обо всем - Продолжение»


«Чай делают в многочисленных горах, что раскинулись в пределах Иньшэна. Какого-то четкого времени для сбора урожая чайных листьев у них нет. Чай местные употребляют так: в котел к чайным листьям добавляются перец, имбирь, другие приправы, все это варят некоторое время и потом пьют.»

Оригинал цитаты: 《续博物志》书中有记载:“茶出银生诸山,采无时,杂椒姜烹而饮之。”

Эта фраза у него мало чем отличается от того, что написал живший эпохой ранее Фань Чо (樊绰) в «Книге о маньцах» (《蛮书》)читайте "история пуэра в эпоху Тан", Ли Ши словно процитировал его. Судя по этому моменту, можно предположить, что в Сунскую эпоху у юньнаньского чая все еще не было конкретного, устоявшегося названия.

Лу Юй и чай пуэр

Хотя пуэр и пили уже с танских времен, к величайшему сожалению, чайный патриарх Лу Юй, живший как раз в период Тан, в своем «Чайном Каноне», рассказав о чайных сортах с 12-ти провинций и 42-х областей, практически словом не обмолвился о чае с округи Иньшена в княжестве Наньчжао, который собственно и был первым пуэр-чаем, предком современного нам пуэра.


Однако не стоит чрезмерно винить Лу Юя в этом упущении, у него были, судя по всему, объективные причины просто не попасть в Наньчжао. Отношения Танского Китая с Наньчжао сложно назвать простыми, за все время правления династии Тан между Китаем и Наньчжао было аж три войны. Наньчжао то возвращался в подданство Китая, то уходил в подданство к империи Туфан (Туфан – устаревшее название Тибета), то объявлял о независимости и пытался захватить уже китайские территории. Войны Китая с Наньчжао, в частности, привели к разрыву отношений между государствами на период 752 – 794гг. А время написания Чайного Канона Лу Юем датируется 760 – 780 годами, то есть как раз, когда Китай и Наньчжао были в противостоянии. Можно понять чайного патриарха - в подобных условиях отправляться в Наньчжао изучать местный чай было бы проблематично…

И хоть юньнаньский чай и не нашел отражения в чайных трактатах китайских чайных отцов-основателей, и оттого оставался в безвестности до поры до времени, именно пуэр сегодня больше всего подходит на роль преемника чайных традиций династий Тан и Сун, когда чай делали прессованным в разных формах – в виде блинов, кирпичей и т.д.

Податный прессованный чай

Особым изыском обладал податный чай, делавшийся исключительно для императорского двора. Чай делался в виде блинов или плиток с изображением фениксов и/или драконов на них.

Податный чай эпохи СунПодатный чай эпохи Сун

Известный факт, что в Китае подъем чая, как отдельного, целого культурного явления, начался в эпоху династии Тан (618–907), а расцвет его пришелся на эпоху Сун (907–1270). Период Сун был поистине «золотой эрой» чайной культуры.

Великий чайного-конный путь Ча Ма Гу Дао 茶马古道

Расцвет чайной культуры в Китае способствовал не только тому, что чай приобрел небывалую популярность среди самих китайцев, став частью их культурного кода. «Чайный бум» также помог «прорубить окно» в Тибет — появился Великий чайно-конный торговый путь (茶马古道). Путь возник во времена династии Тан (618–907), и просуществовал более тысячи лет. Это был рынок взаимообмена: китайцы поставляли тибетцам чай, соль, сахар, ткани, тесто, а тибетцы – лошадей, шкуры животных, шерсть, лекарственные снадобья. Торговля велась посредством конных караванов. Товар навьючивался на лошадей, мулов, ослов, яков, и караван отправлялся в долгий путь, преодолевая огромные расстояния по путям, пролегающим в глубине гор.


Реконструкция  Ча Ма Гу Дао "Древнего конного торгового пути"

Маршруты Гу Ча Ма Дао

Маршруты Ча Ма Гу Дао

Путь соединял Сычуань, Юньнань, Тибет, и имел несколько маршрутов. Чай послужил основой взаимовыгодной торговли и созданию связей между Поднебесной и Тибетом. Так, что прав был Жуань Фу, говоря, что тибетцы пьют пуэр начиная с танских времен.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв