Современные мастера Исина: Бао Чжунмэй и техника "золотой нити"
Сегодняшний выпуск посвящён Бао Чжунмэю (鲍仲梅) (р. 1944), живой легенде исинской керамики и изобретателю техники контурной росписи драгоценными металлами "Золотая нить".
Варианты клейма Бай Чжунмэя
Поиск своего стиля украшения чайников
Как и другие герои наших заметок, он – потомственный керамист, родился в Исине и уже в раннем детстве учился работе с глиной. Профессионально он начал обучаться искусству исинской керамики в 1959 году. Среди его учителей были такие гиганты как Жэнь Ганьтин (任淦庭), прославившийся живописным, графическим подходом к украшению чайников, и Цзян Чжун (蒋蓉). К середине 70-х годов Бао Чжунмэй успешно освоил все традиционные формы и техники, и занимался исследованием старинных техник украшения – им двигало желание найти новые методы работы с исинской глиной. Поиски увенчались успехом, когда мастеру удалось разработать точную технику украшения глины драгоценными металлами. В общем виде это выглядит следующим образом: сначала на чайник наносится рисунок сложнейшей гравировки, с линиями абсолютно равномерной толщины, а затем они заполняются золотой или серебряной нитью. Очень медленно и аккуратно, чтобы нить не оторвалась от глины ни в процессе работы, ни в процессе обжига.
玉柱擎天壶 "Резная колонна, держащая небо" как пример росписи "золотой нитью
Признание новой техники случилось почти сразу после её изобретения, в 1982 году – Бао Чжунмэй получил первый приз на конкурсе национальной керамики (国陶瓷美术设计一等奖). С этого момента известность мастера росла стремительными темпами. Сейчас его чайники выставляются в музеях Исина, Гонконга и Тайпея, и продаются на аукционах за очень внушительные суммы, вплоть до 100-150 тысяч юаней.
«Небо в полнолуние» 制天空皓月壶, роспись "золотой нитью", сплетенная глина, инкрустация нефритом
Оценить виртуозное владение техникой можно, например, по чайнику «Небо в полнолуние» (制天空皓月壶) (оценивался ок. 60 тысяч юаней): тельце с золотой нитью и двумя слоями сплетенной глины, изображающими ночное небо с облаками, и крышка-луна со вставкой из светлого нефрита.
«Затаившийся дракон» (潜鳞升华壶)
Другой чайник, многократно копировавшийся мастером и его студентами – «Затаившийся дракон» (潜鳞升华壶), с золотой гравировкой по стенкам с полостями, и дополнительным рисунком глиной по глине.
Боланчуй, чайник-кистень с серебром
"Чайник-кистень"
Помимо украшений драгоценными металлами, Бао Чжунмэй экспериментировал и с формой чайников. Самым интересным результатом поисков стали необычные шаровидные чайники Боланчуй (博浪锤欣赏), созданные в конце 80-х – начале 90-х годов. Форма напоминала собой гирю на цепи, простейшее гибкое оружие кистень.
Боланчуй, чайник-кистень с каллиграфией
Чайник держат за два выступа и крышку, а третий выступ служит носиком. В зависимости от времени создания и вариации техники (есть версии с гравировкой, с серебряными и золотыми шариками, и т.д.), такие чайники могут стоить от 10 до 20 тысяч долларов. Эта экстравагантная форма, придуманная Бао Чжунмэем, не вошла в постоянный репертуар исинских мастеров, но созданные им техники работы с золотом и серебром сейчас применяются повсеместно.
Автор: Селецкий Владимир © 2020 Daochai.ru
Источники: