Современные мастера Исина: Люй Яочэнь 吕尧臣
Герой сегодняшнего выпуска серии материалов "современные мастера Исина" – Люй Яочэнь (吕尧臣), чьи жизнь и карьера разительно отличаются от большинства его коллег.
Начать с того, что его семья не имела никакого отношения к исинской керамике. Отец держал мясную лавку в местечке Гаочэн (高塍), одной из бесчисленных деревень, раскиданных по берегам озера Тайху (на западном берегу которого, напомним, находится собственно Исин). В молодости Люй Яочэнь успел поработать актёром, заводским рабочим, бухгалтером – он брался за любую работу, чтобы помочь обедневшей семье. В керамисты он пошёл практически случайно: в 18 лет почувствовал интерес к традиционной посуде и поступил на обучение в Первую исинскую фабрику. Одним из его главных наставников там был У Юнгэнь (吴云根), великолепный мастер, большой ценитель и знаток редких старинных техник, который привил своему ученику любовь к истории исинской керамики.
Сплетенная глина Цзяо Ни 绞泥
Масштаб природной одарённости молодого студента был поистине ошеломляющим. Он с лёгкостью осваивал всё, чему могли научить опытные мастера, и быстро начал придумывать собственные формы и техники работы с глиной. Если в предыдущих статьях мы рассказывали о главном достижении мастера и паре-тройке других его/её чайников, то в случае с Люй Яочэнем можно написать целую книгу о его «главных» достижениях! (В Китае так и поступили, издав замечательную книгу «尧臣壶传».) Поэтому мы ограничимся лишь несколькими. Начнём со сплетенной глины (иначе – техника Цзяо Ни 绞泥), которую Люй Яочэнь придумал в восьмидесятые годы. Идея изобретения проста: поскольку разные виды исинской глины могут давать разный цвет после обжига (и в зависимости от его температуры и длительности), почему бы не сделать чайник из нескольких разных глин и получить на выходе разноцветный узор?
Сплетенка "Нефритовая печать" 玉玺壶
Чайник в технике сплетенной глины 大丰收
Техника Цзяо Ни, форма 天际
"Янцзы", техника Цзяо Ни, стоимость на аукционе 80,000 юаней
Чайник в темнике Цзяо Ни 逸者寿壶, аукционная цена более 2млн юаней
Чайник формы 天际
Вдохновением для мастера послужили техника санцай (唐三彩) времён династии Тан и цзюньчжоуская керамика (钧窑) династии Сун. В этих техниках керамисты добивались сложных многоцветных узоров, искусно подбирая химический состав глазури и точно контролируя температуру обжига. Добиться такого же эффекта, но используя только глину – вот задача, которую нужно было решить Люй Яочэню. На решение ушло много месяцев экспериментов. Ведь разные глины требуют разной температуры обжига, обладают разной степенью усадки, разной плотностью. И даже когда правильная технология была найдена, Люй Яочэнь не стал ограничиваться простыми узорами – он хотел найти художественное выражение для новой техники. Так появились чайники с речными камнями, с песками пустынь, с закатом на Янцзы…
"Речные камни", техника сплетеной глины
"Речные камни", техника сплетеной глины
"Речные камни", техника сплетеной глины
Создание формы «Вмещающий небо» 容天
容天 "Вмещающий небо" - новое прочтение формы До Цю
Другим выдающимся достижением мастера стало оригинальное прочтение формы «До Цю» (掇球, дословно «падающий шарик») – с заниженным тельцем. Такая форма стала известна как «Вмещающий небо» (容天). Да-да, те самые чайники, которые часто можно видеть в чайных магазинах – прямые потомки чайников Люй Яочэня. До него самым популярным вариантом был вытянутый по вертикали, с высоким горлышком Шоу Чжэнь До Цю (寿珍掇球), который придумал легендарный мастер Чэн Шоучжэнь (程寿珍). Для российского любителя чая это, возможно, и не звучит как что-то особенно интересное. Но для ценителей исинской керамики, для коллекционеров и для керамистов, «Вмещающий небо» стал откровением – чайники лучше, чем у самого Шоучжэня! – и нечистые на руку коллеги Люй Яочэня очень быстро стали производить подделки, копируя стиль и печати молодого мастера.
Эксперименты с формой
Ранняя работа Сюй Яочэня
Ранние работы Люй Яочэня отталкивались от классических форм и сюжетов: так, первую славу мастеру принесли «бамбуковые» сервизы, за которые молодого керамиста уважительно называли Чжу Люй (竹吕) – «Бамбуковый Люй». Но с возрастом Люй Яочэнь давал всё больше свободы своему богатому воображению. В поздних работах он осуществляет радикальные эксперименты с формой. Особенно известной стала серия чайников, вдохновлённых частями человеческого тела – от смеющегося Будды, продевающего руку (носик чайника) в рукав, до откровенно эротических чайников «Наложница Гуйфэй» (贵妃) и «Фу Си» (伏羲). Другое оригинальное изобретение – двойные чайники «Инь и ян», собирающиеся в пазл. А в чайниках серии «Колодец» Люй Яочэнь придумал создавать внутри стенки специальное пространство, в которое можно посадить небольшую лягушку, или змею.
"Инь и Ян" 阴阳太极鱼造型壶
"Инь и Ян" 阴阳太极鱼造型壶
"Колодец" 井中蛙壶 цена на аукционе 250000-300000 юаней
Чайник Фу Си 伏羲
Чайник "Гуйфэй" 贵妃出浴壶
Чайник 欲放 "Дать волю желаниям"
Оригинальные дизайны Люй Яочэня можно перечислять бесконечно – «Нефритовый пояс» (玉带壶), «Дождь, цветы и камни» (雨花石提梁), «Сумо» (相扑, редкая вариация на «До Цю»), «Золотая цикада в крепостных стенах» (圆壁金蝉), «Малая императорская нефритовая печать» (小玉玺壶), и даже такая диковина, как «Панда Пань Пань – к празднованию XI Азиатские игр» (盼盼). Чайники Люй Яочэня давно стали предметами музейной ценности. На аукционах цена может доходить до астрономических сумм – в пересчёте на рубли, от нескольких сотен тысяч за чайники простых форм и до 20 и более миллионов за сплетённую глину или чайники сложных форм.
"Нефритовый пояс" 玉带茶壶 , аукционная цена 300 000 юаней
Чайник 包袱壶 "Узелок"
"Большая панда" 大熊猫
"Древний колодец, поросший деревом" 古井移木壶
"Птичье гнездо (олимпийский стадион в Пекине)" 奥运鸟巢壶
Титул «Великий мастер прикладного искусства Китая» (中国工艺美术大师), высший в художественной иерархии в Китае, Люй Яочэнь получил в 1993 году. Помимо него на тот момент им обладали только ещё два человека. Поговаривают, что жюри хватило одного взгляда на крышку «Нефритовой печати» (фото чайника в самом начале материала).
Автор материала Селецкий Владимир, консультант Daochai.ru
Источники:
- Избранные главы из книги «尧臣壶传», опубликованные на sohu.com
- http://www.fudaotang.com/zishazhishi/hymsssjmrlyc-s.html
- https://www.zisha.com/gys/186.shtml
- https://jianding.taohuren.com/yinzhang/view-166.html