История костяного фарфора Bone China


Костяной фарфор в нише китайского чая часто преподносится как вершина фарфорового мастерства и искусства, предметы с тончайшей и прозрачной стенкой с кристальной белизной. Так ли это? Какие предметы делают из этого фарфора? В чем его отличие от других типов и как его отличать? А начнем с истории этого типа фарфора, чтобы понимать основы.

Предыстория и предпосылки к появлению костяного фарфора

В период Цин, Китай достигает вершины своего рассвета. Китай был одной из крупнейших и влиятельных экономик мира, его культура и товары, особенно чай, фарфор и шелк, пользовались большим спросом на Западе.  Практиковалась политика закрытых дверей, ограничивая контакты с иностранцами и торговлю с ними. При такой протекционистской политике запрещался экспорт технологий и сырья, бартерные сделки, а поощрялась торговля готовыми продуктами за золото. Это одна из причин, что привели к Опиумным войнам. 

Непременно, "Старому свету"  не нравилось, что непокорный Китай не может служить рынком сбыта европейских продуктов, а воспроизвести технологии Поднебесной не удавалось. В то время был бум на китайскую культуру и достижения, и фарфор являлся одним из них. Вазы и столовая посуда из белоснежного фарфора с росписями заполонили светские залы, стали предметом гордости их держателей. Цены были очень высокими. 

Капиталистический уклад экономики не мог смириться с таким явлением и всячески пробовал создать конкурентный продукт. Это и стало предпосылкой к созданию "костяного фарфора". 

Томас Фрай - первый рецепт костяного фарфора


Томас Фрай - основатель фабрики Bow и первый технолог костяного фарфора

В середине 18 века в 1749 году на недавносозданной фарфоровой фабрике Bow в Восточном Лондоне технолог Томас Фрай экспериментировал с различными формулами и технологиями в попытке конкурировать с китайским фарфором, ценимым за его белизну и прозрачность. Именно тогда Фрай предложил использовать значительное количество костяной зоны - до 45%, в составе фарфора. Включение такой золы было инноваций, однако нет прямых упоминаний, что технолог продолжил использовать новую технологию в реальном производстве на заводе Bow.


Тарелка фабрики Bow периода 1755-1758 года имитирует китайскую роспись, столь популярную в высоких светских кругах того времени

Изделия с фабрики Bow часто имели восточные мотивы, что отражало популярность "китайской мании" в XVIII веке в Англии. Однако со временем дизайнеры фабрики стали разрабатывать и оригинальные английские декоративные элементы.

Джозайя Спод - начало промышленного производства

После почти полувековых поисков и накопления опыта, первым англичанином, успешно производившим костяной фарфор, был Джозайя Спод (Josiah Spode 1733-1797) в 1794 году. Тогда состав заготовки включал 36% костного золу, а также керамический камень Кониш (Conish) и кремень.  

К середине 18 века, после разделения каолина и кварца из Конишской руды, добытой в регионе Корнуолл (Cornwall), англичане начали добавлять каолин в костяной фарфор. Впоследствии это привело к формированию классической формулы костяного фарфора: 50% животной костной золы, 25% каолина, 25% кварца. Классический состав твердого европейского фарфора: 50% каолина, 25% фельдспата и 25% кварца. Оба вида фарфора имеют свои особенности, а также значительные отличия в производственном процессе и характеристиках товара.


Тарелка от фабрики Spode имитирует китайский цинхуа и даже восточный сюжет с пагодами и павильонами 

"Корнишский камень"

Это естественный фельдшпат, который добывается в Корнуолле, области на юго-западе Англии. В течение многих лет он использовался в производстве фарфора благодаря своим уникальным свойствам. Когда этот материал смешивается с глиной, он придаёт фарфору прозрачность и стабильность при высоких температурах обжига."

Джон и Генри Доултоны - рассвет костяного британского фарфора

К концу XVIII века, в эпоху промышленной революции, после изобретения паровой машины Джеймсом Уаттом, коммерчески жизнеспособные продукты из костяного фарфора стали популярны среди многих торговцев и производителей, поскольку они могли сравниться с редкими дорогими китайскими фарфоровыми изделиями, поставляемыми в Европу.  Капиталистическая концепция прибыли взяла своё, и секреты производства костяного фарфора стали распространяться в профессиональных кругах. Тогда район Лонгтон в Стаффордшире стал "фарфоровым городом", производство костяного фарфора стало модным способом разбогатеть, появилось множество частных керамических мастерских. 


Фото начала XIX века, район Лонгтон в Лондоне, "Фарфоровый город" 

Джон Доултон (John Doulton) стал одним из наиболее известных и талантливых представителей той эры. В начале XIX века он основал мастерскую, где мог производить грубую керамику. После его смерти сын Генри продолжил отцовский бизнес, добиваясь блестящих успехов в области продуктовых инноваций и керамического искусства, особый уклон делая на костяной фарфор. 

В 1877 году за выдающиеся навыки и качество продукции Генри, известного как "великий керамист", был назван "сэром" английским королём в знак признания его заслуг. 

В 1901 году его семейная фабрика была награждена высшей наградой короля Эдварда VII, получив торговую марку "Поставщик королевского двора" и право использования в маркировке "Royal Doulton", а продукты изысканного вкуса и высокого качества сравнивались с историческими китайскими фарфоровыми шедеврами. Эта торговая марка продолжает существовать до сих пор и является общепризнанным брендом качественного костяного фарфора. 


Клеймо "Royal Doulton", первая половина XX века 

В 1966 году, в награду за инновационный дух, бренд был удостоен награды "Королевская премия за инновации в области промышленности и технологий". Это невиданный в истории мировой керамической промышленности успех, и до сих пор  нет официально признанного товара на национальном и международном рынке с такой высокой репутацией.

Современность

Чайная пара середины XX века из костяного фарфора

Костяной фарфор продолжает пользоваться популярностью во всем мире благодаря своей прочности и декоративным качествам. Обычно это европейская столовая посуда, фарфоровые фигурки и вазы. Костяной фарфор по-прежнему в основном производят в Великобритании, но он также делается и в других странах. Например, в китайском Цзиндэчжень так же делается столовая посуда из костяного фарфора, преимущественно на экспорт.  Костяной фарфор относится к художественному фарфору, и практически всегда идет с декором. Это связано с нежелательным свойством фарфора приобретать мягкий желтый оттенок с течением времени, хотя в ряде случаев это может преподноситься как плюс.

О названии Bone china

В английском языке костяной фарфор называется "bone china", хотя не имеет отношения к Китаю. Название родилось в период, когда английские производители пытались создать продукт, способный конкурировать с дорогим, но очень популярным китайским фарфором, поэтому упоминание China в названии опиралось на репутацию китайского фарфора. Аналогично было и с твердым фарфором, который в английском называется Fine China.

В следующей статье рассмотрим физические свойства этого фарфора, и как отличить китайский классический фарфор байцы от костяного.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв