Микромир керамики Цзянь Чжань

Чёрный фарфор Цзянь Чжань считался лучшей чайной посудой для чайных конкурсов во времена династии Сун (960-1279). В настоящее время этот стиль переживает возрождение популярности, поскольку все больше и больше людей ценят фарфор Цзянь Чжань за его уникальные неповторяющиеся рисунки и глубокое культурное наследие.

Однако для китайского мастера Сяо Цземина и его жены Ли Юйтун самое большое очарование Цзянь Чжана заключается в красоте, скрытой в его кристаллической структуре. "Этот рисунок напоминает лицо молодой девушки, а тот похож на симпатичного дельфина", - говорит Ли, держа в руках стопку карточек с изображением Цзянь Чжань во время интервью для China.org.cn .


На снимке, сделанном с помощью увеличительной камеры, виден узор, скрытый в кристаллической структуре посуды Jian Zhan, изготовленной китайским мастером Сяо Цземином. "Словно оборачивается конь" 

Несмотря на то, что керамическая основа традиционно светлого цвета, изделия Цзянь Чжань часто глазировались в тёмных тонах и имели особые узоры, такие как "заячий мех", "масляное пятно" и "перо куропатки", случайно образовавшиеся из-за избытка железа в глазури, вытесняемого во время обжига.

Увлечённые этим стилем керамики и проводя много времени изучая изделия Цзянь Чжань, Сяо и Ли случайно обнаружили, что при увеличении можно увидеть, как глазурь воспроизводит различные изображения: животных, цветы и даже метеоритный дождь.


На снимке, сделанном с помощью увеличительной камеры, виден узор, скрытый в кристаллической структуре посуды Jian Zhan, изготовленной китайским мастером Сяо Цземином. "Тут словно волшебный журавль из книги Гор и Морей"

"Конечно, изображения могут иметь различную интерпретацию в глазах каждого отдельного человека. То, что вы видите под кристаллической глазурью, может отражать лично ваши эмоции", - говорит Ли. "Когда я смотрю на узоры, стелющиеся по глазури, я чувствую спокойствие и умиротворение".

Чтобы поделиться этим микроскопическим миром с большей аудиторией, пара сфотографировала свои любимые узоры с помощью увеличительных камер. Все изделия Цзянь Чжань, представленные на их фотографиях, были обожжены Сяо Цземином в его печи.

Сяо называет их открытие "тайной" Цзянь Чжань, поскольку узоры, найденные на каждой посуде, уникальны. "Естественные методы обжига приводят к большим вариациям, нет никакого способа точно контролировать тот или иной стиль. Красота каждого изделия - это его собственная чистая случайность", - объясняет он. 

Сяо узнал о Цзянь Чжань в юном возрасте, поскольку вырос в Цзяньяне в провинции Фуцзянь на юго-востоке Китая, где, как полагают, и появился фарфор с чёрной глазурью. "Когда я был ребенком, я слышал, что Цзянь Чжань был своего рода антиквариатом. В 1980-х годах целое изделие стоило несколько тысяч юаней".


Посуда Цзянь Чжань, изготовленная китайским мастером Сяо Цземином, стоит рядом с карточками с изображениями узоров, скрытых в кристаллических структурах Цзянь Чжань

Используемый в качестве чайного сервиза для королевской семьи, фарфор Цзянь Чжань высоко ценился во времена династии Сун. Известный своим благородством и красотой, Цзянь Чжань экспортировался за границу по Шёлковому пути и по морю. Однако после заката династии Сун методы обжига, традиционно применяемые для изготовления Цзянь Чжань, были забыты последующими поколениями.

Впечатлённые тонкими эффектами глазури, Сяо и Лу начали собирать изделия и фрагменты Цзянь Чжань в начале 2000-х годов. В то время в родном городе Сяо было несколько домашних мастерских по производству керамики. "Сравнивая, мы обнаружили, что изделия этих мастерских сильно отличались от изделий, изготовленных во времена династии Сун. Их цвета и узоры были недостаточно художественны".


Китайский мастер Сяо Цземин лепит из глины одно из своих изделий Jian Zhan

Чтобы воспроизвести невероятный облик Цзянь Чжань эпохи династии Сун, Сяо изучил необходимые специфические приёмы обжига и приступил к своим десятилетним исследованиям и экспериментам. Он читал литературу, консультировался со специалистами по керамике, учился на своих неудачах, но продолжал пытаться.

Путем проб и ошибок в 2016 году Сяо наконец-то создал чашу "масляное пятно", по красоте сравнимую с изделиями Цзянь Чжань, созданными сунскими мастерами. Основываясь на этом обнадеживающем прорыве, он затем исследовал другие стили обжига и преуспел в воссоздании почти всех типов узоров глазури с качеством, сравнимым с качеством изделий династии Сун.

Искусство Цзянь Чжань было внесено в список нематериального культурного наследия Китая национального уровня в 2011 году, и с тех пор все больше людей стали участвовать в сохранении традиций этого мастерства. "Сейчас в Цзяньяне насчитывается две или три тысячи мастерских, и сформировалась производственная цепочка по изготовлению Цзянь Чжань", - говорит Сяо.

"Но есть много возможностей для развития культурных секторов, связанных с Цзянь Чжань", - продолжает Сяо. "Цзянь Чжань - это не просто чайная чашка. Она воплощает в себе суть традиционной китайской эстетики и может похвастаться глубокими духовными корнями".

Готовые взять на себя долгосрочные обязательства по возрождению Цзянь Чжань, пара говорит, что они будут стремиться к инновациям, придерживаясь традиций, и разрабатывать больше связанных культурных и творческих продуктов, чтобы освящённое веками искусство могло приносить удовольствие большему количеству людей.

Автор: Чжан Лиин, перевод: Александра Боброва

Комментарии
Никита К
Благодарю за материал! Радостно осознавать, что сегодня у нас есть возможность не только увидеть, но и использовать предметы, которые зачастую можно застать только в музеях. Один момент заинтересовал особо: "Она воплощает в себе суть традиционной китайской эстетики и может похвастаться глубокими духовными корнями". Можете раскрыть подробнее?
Исторические корни искусства цзянь чжань лежат в идеях конфуцианства и дзен (чань) буддизма: простота и естественность. Простота формы и неброский цвет чаш заставляет больше сосредоточиться на содержимом, случайная, "естественная" красота узора являет собой чудо вселенной, "божественную искру". Появление керамики цзянь чжань привело к развитию идей ваби-саби и формировании аутентичных керамических стилей в Японии (вместе с философией чень из монастырей японские монахи увозили к себе посуду и эстетические принципы).
Написать отзыв