Искусство Земли и Огня - керамика Цзянь Чжань

Чайная посуда Цзянь Чжань 建盏 (Jiàn zhǎn) вызывает поэтические отзывы у своих почитателей. На протяжении веков эти уникальные чаши называли «священным сосудом чая», «королём чайной посуды» и «сосудом, рождённым для чая».

«Чжань» 盏 zhǎn означает маленькую чашку или плошку на китайском языке, а «Цзянь» 建 — это регион в провинции Фуцзянь, где появилась эта чайная посуда, а именно городской уезд Цзяньян 建阳 Jiàn yáng округа Наньпин в Фуцзяни. Чаши Цзянь Чжань считаются парными спутниками чайников Исин Цзыша (из фиолетовой глины): изделия в классическом стиле, возникшие в разные исторические периоды, сегодня идеально дополняют друг друга. Те, кто по достоинству ценит чайную посуду Цзянь Чжань, зачарованы внешним видом, историей и искусностью этих уникальных чайных чаш и неповторимым рисунком и фактурой, рисуемых стихией огня.


Уезд Цзяньян 建阳 на карте Фуцзяни

Тёмное искусство - начало истории Цзянь Чжань

Черный фарфор - один из восьми знаменитых фарфоровых стилей, усовершенствованных во времена династии Сун (960-1279). Методы получения чёрной эмали были открыты в эпоху поздней династии Тан (923-936). Но расцвет Цзянь Чжань пришёлся на период правления династии Сун. Пал в забвение во времена поздней династии Юань и ранней династии Мин в середине 14 века и начал возрождаться уже в наше время.

Чёрный фарфор производился в основном в провинции Фуцзянь, южнее заповедной зоны Уишань, где археологические раскопки выявили реликвии не только в местах обжига чёрного фарфора. Печи в те дни представляли собой длинные узкие тоннели в форме дракона длиной до 150 метров, которые поднимались по склонам холмов. Традиционные "драконовы печи" лунъяо 龙窑 печи отличались от более ранних керамических печей, строившихся вертикально от основания. В драконовых печах пламя перемещалось горизонтально, а не снизу вверх. Достигались более высокие и стабильные температуры.


Печь Цзяньяо в деревне Шуй Цзи 水吉

Самые ранние печи для обжига черного фарфора в Фуцзяни находились в деревне Шуй Цзи 水吉 shuǐ jí в округе Цзяньян, недалеко от чайных гор Уи Шань 武夷山 — родины красного чая чжэншань сяочжуна 正山小种 (на Западе известного как лапсанг сушонг) и утесных улунов уи яньча 武夷岩茶. В Шуй Цзи находится самая длинная драконова печь для обжига в мире. Во время работы в ней одновременно обжигались десятки тысяч чашек. Эта печь использовалась не только для изготовления чёрного фарфора, но позже в ней обжигали изделия из голубого и белого фарфора, о чем свидетельствуют осколки, найденные вокруг места обжига.

Суть эпохи Сун - культурный контекст чаш Цзянь Чжань

Возможно, чайные чаши Цзянь Чжань не самые изысканные чаши, произведённые во времена династии Сун. Почему же они были так популярны? Ученые говорят, что дизайн чайных чашек Цзянь Чжань нельзя рассматривать отдельно от социально-культурного контекста того времени. Во времена династии Сун неоконфуцианская философия и идеология дзен прочно утвердились в обществе и влияли на многие аспекты жизни, включая визуальную эстетику. 

"Красота и естественность"

Естественность, близость природе и гармония были главенствующими доминантами эпохи. Простота формы керамики Цзянь Чжань, ненавязчивый цвет глазури и глубокая художественная концепция соответствовали культурным стандартам эпохи Сун, которые в двух словах можно выразить как "красота и естественность".

Чаши также соответствовали функциональным потребностям того времени. Чай, приготовленный во времена династии Сун, был больше похож на современный японский взбитый маття. Чай был известен как «мо ча» 抹茶 mǒchá (порошковый чай). Процесс приготовления чая назывался «дянь ча» 点茶 diǎnchá (буквально «распаривание чая»). 


Приготовление Дянь ча, и основные инструменты церемонии

Этапы включали измельчение листьев или кирпичиков прессованных чайных лепёшек с дальнейшим просеиванием для получения тончайшего порошка. Затем порошкообразный чай помещали в предварительно подогретую чайную чашку. В неё добавляли немного воды, чтобы при взбивании порошок превратился в чайную пасту. Затем, с большим мастерством и вниманием, используя селадоновые кувшины с длинным горлышком, наливали в чашку кипяток, быстрыми движениями бамбукового венчика создавая на поверхности слой пены сливочного цвета.

Приготовление Дянь Ча было возведено в форму искусства во время популярных чайных конкурсов эпохи Сун, которые впервые были устроены в префектуре Цзянь-Чжоу провинции Фуцзянь (сегодня город Цзянь Оу), а затем распространились по всему Китаю. Одна из известнейших графических работ того времени  называется 斗浆图 "Доуцзянту - чайные битвы Сун", показывающая обычаи уличных чаепитий того времени. Обычные люди, торговцы, придворные и приближенные императора - в чайных поединках участвовали все классы. Участники оценивали качество чая, мастерство его заваривания, сравнивали и угадывали сорта на дуэли.


Фрагмент 斗浆图 "Доуцзянту - чайные битвы Сун"

Признаком хорошего чая был стойкий слой пены, белоснежный по цвету, ровный по текстуре и достаточно плотный, чтобы прилипать к краю чаши. О таких качествах было легче судить на фоне контрастной тёмной глазури, поэтому Цзянь Чжань считался лучшим выбором в эпоху Сун – как говорят англичане, «хорошей лошади нужно хорошее седло».

Путешествие за границу 

Можно утверждать, что у японцев сильнее любовь к чайным чашкам Цзянь Чжань, чем у китайцев. Во времена династии Сун японские буддийские монахи часто ездили в Китай для изучения буддийских писаний, перенимали культуру и технологии того времени. Некоторые посещали храм на горе Тянь Му Шань в провинции Чжэцзян. Там чайная посуда Цзянь Чжань использовалась для еды и питья. Эти японские монахи увезли чашки с собой в Японию, назвав их Тенмоку или Тэммоку, как японский варианта китайского 天目 tiānmù «тянь му» /«дьен му» — «небесное око». Со временем термин Тенмоку стал относиться ко всем чашам, экспортируемым из Китая в Японию.


Эта редкая чаша ютеки тенмоку «масляное пятно», изготовленная во времена династии Южная Сун (1127-1279), была продана на аукционе Christie's за 250 000 долларов в 2017 году

Самая редкая чашка из всех

Гончары эпохи Сун экспериментировали с разным составом глазури для достижения различных оттенков и рисунков. Высококлассными узорами чашек Цзянь Чжань, которые было труднее всего создать, считались «мех кролика», «пестрое перо куропатки» и «масляное пятно». Менее ценные дизайны Цзянь Чжань, лишённые контрастных узоров, было легче сделать. К ним относились «чёрное золото», «красная хурма» и «порошок из листьев зелёного чая».

Чашки Яо Бянь 窑变 (с китайского можно перевести как «трансформация света», а с японского как «вселенная в чашке») — это редчайшие чаши Цзянь Чжань времен династии Сун. Сохранилось всего четыре чаши. Первые три из всех известных чаш хранятся в музеях и храмах Японии. Они объявлены национальными сокровищами и их нельзя снимать на видео, только фотографировать. Эти три чаши вы видите ниже.

В 2009 году в Ханчжоу в Китае в руинах снесенного химического завода были обнаружены осколки четвертой чаши Яо Бянь. Это потрясающие произведения искусства: хаотично разбросанные масляные пятна на чёрном фоне, окружённые ореолами переливчатого кобальтового-синего и изумрудно-зелёного, напоминающие лунные затмения у океана поздней ночью.


Осколки четвертой чаши яобянь, найденной в Ханьчжоу

Тайна, окружающая их непостижимую красоту, вдохновила многих гончаров посвятить свою жизнь воспроизведению этих чаш. Утверждается, что никто ещё не преуспел, но есть несколько китайских и японских гончаров, которые изготовили чаши, максимально похожие по внешнему виду на оригинальные чаши Яо Бянь. Средняя цена одной такой чашки составляет 13 000 долларов США.

Материалы и методы

Область Цзянь в провинции Фуцзянь богата глинами, почвами и породами, способными выдерживать высокие температуры, необходимые для изготовления изделий Цзянь Чжань. К ним относятся жёлтая почва южных склонов горы Шуй Цзи (глинистый лесс, содержащий 7-10% оксида железа), красная почва деревни Хоуцзи (латерит), огнеупорные глины деревни Да Ли (каолиновая глина) и минеральная глазурь из деревни Цзянь Ян (имеющие в составе красные оксиды железа).


Слева направо: каолиновая глина из Да Ли, латерит из Хоуцзи, глинистый лесс из Шуй Цзи, минеральная глазурь из Цзянь Ян

Сырая глазурь содержит кварц и полевой шпат (которые создают стеклообразный компонент обожжённой глазури) и оксид железа (который формирует узоры и цвета от жёлтого, серо-коричневого, тёмно-коричневого и зелёно-синего до чёрного). Для флюса (металлургический термин, обозначающий снижение температуры плавления компонентов стекла, которые способствуют сплавлению глазури) добавляется зола растений, содержащая кальций, магний и фосфорную кислоту.

Для изготовления чашек Цзянь Чжань можно использовать три типа печей: дровяные, электрические и газовые. Чаще применяются первые два типа. Температуру легче контролировать в электрической печи, чем в дровяной. С другой стороны, внутренняя температура в электрической печи не всегда идеально однородна из-за внешних температур, вследствие чего чаши дают трещины. И всё-таки в основном предпочтение отдается мощным электрическим печам. Но если нужно повторить древнее мастерство, то используют дровяные печи. Пример дровяной печи можете увидеть в начале статьи. Однако чашки, изготовленные в дровяных печах, стоят недёшево, так как вероятность успеха составляет менее 5%. Шокирует зрелище, когда вы видите горы чашек Цзянь Чжань, разбитых на куски их создателями из-за мелких несовершенств.


Чашки, разбитые на куски их создателями из-за мелких несовершенств

Существует множество творческих способов перепрофилировать ненужные чайные чашки, например, превратить их в горшки для деревьев бонсай. Но мастера Цзянь Чжань непреклонны в том, что некачественные чашки должны быть уничтожены, чтобы защитить репутацию чаш и древнего гончарного промысла Фуцзяни.

Когда чашки с глазурованной поверхностью начинают свое путешествие в печи, они нагреваются в течение нескольких дней, достигая максимальной температуры от 1280 до 1330 градусов по Цельсию. При такой температуре слой глазури стекает вниз. При более низком температурном диапазоне глазурь увлекает за собой избыток насыщенного железа, создавая прожилки. При дальнейшем повышении температуры избыток насыщенного железа отделяется от глазури в виде пузырьков воздуха, создавая характерный круговой рисунок. Когда пузырьки воздуха поднимаются и лопаются, на поверхности образуются пятна. 


Рисунок Цзянь Чжань у чашек из ассортимента

Затем, после охлаждения в восстановительной атмосфере, когда уровень кислорода внутри печи снижается, что достигается добавлением в огонь смолы сосны Массона возрастом 20 лет и более (вид сосны, распространённой в центральной и юго-восточной части Китая, растёт преимущественно на высоте 1500-2000 метров над уровнем моря), мелкие кристаллы гематита отделяются от этих железных прожилок и пятен, помогая создать окончательную трёхмерную картинку на поверхности под слоем стекла.

Что может пойти не так?

В процессе обжига многое возможно много отклонений, которые мастер должен контролировать:

  • Если стенки глиняной чашки слишком тонкие, из-за высокой температуры в печи деформируется её симметричная форма.
  • Если печь не нагреется до требуемой пиковой температуры, на глазури не появится никаких отметин и рисунка.
  • Если глазурь нанесена слишком тонко, поверхность глазури не будет гладкой, кристаллы будут выступать и появится шероховатость.
  • Если глазурь нанесена слишком толстым слоем, кристаллизация сквозь толщину глазури не будет видна.
  • Если восстановительная атмосфера будет перенасыщена кислородом, получится второсортная глазурь, как в случае с красными чашами типа «красная хурма».
  • Медленная скорость нагрева, за которой следуют слишком длительный прогрев, приводит к тому, что вся глазурь стекает вниз.
  • Если чашка остывает слишком быстро, велик риск растрескивания.

Утрата и возрождение

Многие, кто не знаком с историей изделий Цзянь Чжань, ошибочно полагают, что ремесло продолжалось непрерывно до наших дней, передаваясь из поколения в поколение. Фактически, искусство Цзянь Чжань исчезло вместе с династией Сун.

Когда император Чжу Юань Чжан из династии Мин выступил за политику бережливости в связи с более скудными временами, производство изделий Цзянь Чжань (которое требовало много рабочей силы и природных ресурсов) постепенно заменилось более производительными фарфоровыми изделиями. Было высказано предположение, что вероятная причина, по которой чаша Яо Бянь, найденная в Ханчжоу в 2009 году, была в разбитом состоянии, заключалась как раз в том, что она была разбита по приказу императора.

После этого искусство изготовления чашек Цзянь Чжань было утрачено до 1979 года, когда Центральная академия искусств и ремесел Китая, Комиссия по науке и технологиям провинции Фуцзянь и Институт легкой промышленности провинции Фуцзянь сформировали совместную исследовательскую группу для проведения экспериментов по воспроизведению чаши «кроличий мех» на основе научного анализа древних реликвий. В 1981 году была выпущена первая имитация старинной чашки с узором «мех кролика», и с этого момента рынок товаров Цзянь Чжань снова начал расти.

Оценка ценности чаши Цзянь Чжань

Типичный ценовой диапазон современных чайных чашек Цзянь Чжань может составлять от нескольких долларов до сотен долларов. Ценность зависит от редкости рисунка глазури, от того, изготовлена чашка вручную или машинным способом, обжиг был произведён на дровах или в электропечи, а также от того, изготовлена ли она знаменитым гончаром.

Что касается ценности древних чаш Цзянь Чжань, то в последние годы аукционные цены были настолько высоки, что они привлекли внимание основных международных СМИ. В 2016 году Christie's в Нью-Йорке установил новый мировой аукционный рекорд, продав чайную чашку династии Сун Цзянь Чжань за 11,7 миллиона долларов США.


Чаша, проданная в 2016 году на Christie's за 11,7 млн долларов США

Общее руководство по оценке ценности чаш Цзянь Чжань включает следующее:

  • Натуральная глазурь более ценна, чем с искусственными присадками.
  • Серебряные цвета предпочтительнее бронзовых, особенно серебряных с синим оттенком, поскольку их труднее получить.
  • Рисунок глазури должен быть трёхмерным.
  • На глазури должно быть немного или совсем не должно быть вторичных узоров (только полосы или только пятна), так как этого труднее добиться.
  • Узоры на глазури должны казаться упорядоченными и симметричными и максимально доходить до края.
  • Большое пятно на дне чашки должно быть круглым, аккуратным и симметричным, либо без пятен, с опаловым кольцом-ореолом, либо с каким-либо другим интересным рисунком.
  • У чашек с масляными пятнами и «кроличьим мехом» каждое пятно или линия должны быть обособленными, не перекрываться другими пятнами и не сливаться с другими полосками.
  • Внешний край глазури должен быть ровным, не слишком выступающим, симметричной формы. Примечательно, что некоторые коллекционеры ценят несильно торчащие капли у дна чаши.
  • Текстура глазури не должна иметь дефектов, таких как точки, пузыри, трещины или выступающие наплывы. 
  • Ощущение и вес чашки в ваших руках также способствуют эстетике. Вы должны чувствовать себя комфортно, держа чашку (хотя это полностью субъективный фактор).

А что за новые причудливые цвета и узоры?

В последние несколько лет произошло волнообразное увеличение количества новых видов глазури под названием «Цзянь Чжань». К ним относятся «цветы сакуры», «огненный феникс» и «лунные цветы», "северное сияние", а также новые цвета у чаш с традиционным рисунком Цзянь Чжань, такие как золотой, аквамарин

 и фиолетовый. Эти новые виды обычно являются результатом либо обжига второго слоя глазури поверх первого слоя, либо добавления дополнительных ингредиентов в базовую глазурь (хотя некоторые производители отрицают такое). Пуристы не считают эти новые стили настоящим Jian Zhan, но, похоже, существует значительный спрос на эти необычные чаши, поскольку ассортимент на рынке увеличивается с каждым годом. Этому способствуют китайские маркетплэйсы, видеосервисы YouTube и Tik Tok, которые демонстрируют товары с Цзянь Чжань. Мы лично считаем это закономерным явлением в развитии любого ремесла, и глазури Цзянь Чжань имеют такую же эволюцию, как и все вокруг.


Цзянь Чжань "Аквамарин"

Цзянь Чжань "Огненный Феникс"


Цзянь Чжань "Перо павлина"

Цзянь Чжань "Северное сияние"

Золотой Цзянь Чжань

Ложные утверждения

О чашках Цзянь Чжань было сделано несколько спорных заявлений: что поры в глазури могут поглощать минералы жесткой воды, тем самым делая вкус чая более сладким, или что длительное использование чашек Цзянь Чжань может предотвратить и вылечить анемию и гипертонию, а также сбалансировать эндокринную систему благодаря ионам железа, содержащимся в глазури, которые выделяются в чайный настой.

К сожалению, нет научных исследований, подтверждающих заявления о пользе для здоровья или об улучшении вкуса чая. И подобные упоминания не более чем маркетинговая манипуляция для аудитории, чувствительной к подобным упоминаниям. Но никаких маркетинговых уловок не требуется – красоты, уникальности и исторической значимости чашек Цзянь Чжань достаточно, чтобы любитель чая захотел иметь свою собственную особую чашку Цзянь Чжань.

Конец привел к новому началу

Зная, насколько сложно контролировать создание чайной чаши Цзянь Чжань, испытываешь глубокое уважение к каждой драгоценной чаше. Как только ваш интерес пробудится, вы, вероятно, начнете извилистое и увлекательное путешествие в обычаи, философию чая и сам чаи. И Daochai.ru послужит хорошим проводником в мире керамики.

Выбирайте Цзянь Чжань чаши из ассортимента магазина:

Комментарии
Виктория
Спасибо за прекрасную статью. Приобрела такую пиалу и искала, чтобы про нее почитать. У вас как всегда - и подробно и интересно, и с отсылками к истории чайной культуры. Супер!
Александр
Отличные обзоры на исторические события в чайной культуре.
Никита К
Замечательный материал! После его прочтения начинаешь иначе смотреть на керамику, которую считал довольно невзрачной.
Написать отзыв