Формы китайских ваз

Символ вазы - "Мир, как отсутствие войны"

Примечательно, что произношение слова «ваза для цветов» 花瓶 huāpíng в китайском языке близко к произношению слова «мир» не в смысле общества или земного шара, а "мир, как отсутсвие войны и вражды" 和平 hépíng. Таким образом, вазы – это символы мира и гармонии, нераскрытых тайн мироздания, это знак Будды. Главным принципом ваз является отсутствие острых углов и прямых резких линий. Именно в таких вазах отражается спокойствие и красота.

Предназначение ваз и их формы

Формы ваз меняются, согласно моде и образу жизни. У каждой эпохи было своё представление о красоте ваз и своя практическая задача для них. Существует около 20 основных форм ваз. Китайские вазы изначально служили не только в качестве украшения, но и для хранения сыпучих и жидких веществ. Вазы использовали в качестве погребальных урн и сосудов для совершения сакральных обрядов. Лишь со временем они утратили утилитарные функции и превратились в предмет вожделения коллекционеров.

История и содержание облика

Наиболее древние из известных китайских ваз были сделаны из глины в III тыс. до н.э. Впоследствии появились вазы из бронзы и покрытые глазурью керамические вазы. Считается, что первые фарфоровые изделия относятся ко времени династии Хань (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), но распространение фарфоровые вазы получили лишь в эпоху Тан (618-907 гг. н.э.), когда китайская культура находилась на подъёме и эстетическая сторона жизни приобрела особое значение для высшей знати. Неудивительно, что на этот период приходится расцвет многих искусств и ремёсел, в том числе гончарного дела. С тех пор объём производства предметов искусства, художественных ваз, неуклонно увеличивался, совершенствовалось качество. Период династии Сун (960-1279 гг. н.э.) считается «звёздным часом» китайского фарфора.  Появился фарфор из "пяти знаменитых печей": Гуань, Жу, Гэ, Дин и Цзюнь, – самым прославленным из которых стал селадоновый Гэ Яо и Жу Яо  с мельчайшей сеточкой трещин, сравнимых с «хрупким крылом стрекозы», который экспортировался в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, где ценился очень высоко. 


Ваза формы Юхучуньпин из фарфора Гэ Яо 

Вазы украшались плоской резьбой с растительным орнаментом, которой полупрозрачная глазурь уникального нефритового оттенка придавала дополнительную объёмность. Монгольское правление династии Юань (1271-1368 гг. н.э.) ознаменовано совершенствованием подглазурной росписи, как цветной, так и чёрно-белой. Затем в эпоху Мин (1368-1644 гг. н.э.) наступил расцвет сине-белого фарфора цинхуа с кобальтовыми узорами, который до сих пор считается лучшим, что создали китайские керамисты. В этот же период вазы обогатились надглазурной полихромной росписью эмалями. Сюжеты усложнились, превращаясь из орнаментальных узоров в тщательно прописанные изображения пейзажей, батальных сцен или жанровых зарисовок. Следует отметить, что тип росписи, сюжеты, вид орнамента, и даже сами формы китайских ваз несут не только декоративную нагрузку, они наделены ещё и глубоким символическим смыслом. Символы, присутствующие на вазе, несут хозяину вазы добрые пожелания, силу, удачу и сопутствуют счастью и процветанию в жизни. Они расписаны сюжетами на темы успеха, любви, благополучия, гармонии и здоровья. 


Разнообразие китайских ваз и их декоров

Самые распространённые формы китайских ваз

«Мэйпин» 每瓶

Буквально означает «сливовая ваза». Форма характеризуется узким горлышком, маленькая шея переходит в широкие плечи. Высокое тело вазы сужается к небольшому круглому основанию. Они появились в Китае в VII веке н.э. и использовались для хранения вина, а в X веке их стали использовать как вазы для цветущих ветвей сливы. Позже такие сосуды утратили своё функциональное назначение, превратившись в декоративные предметы интерьера, и приобрели крышку. Один из вариантов является «усечённая мэйпин», где есть только верхняя половина обычной формы, представляющая собой приземистую вазу с широким дном и узким горлышком.

«Юхучуньпин» 玉壶春瓶

Вазы в виде груши были впервые созданы во время династии Тан (618-907гг. н.э.) для хранения воды. Во время династий Юань и Мин (1271-1397 гг. н.э.) форма была дополнена добавлением ручек и носика для хранения вина. Длинное прямое горлышко, объёмная нижняя часть и устойчивое основание делают эту форму идеально подходящей для хранения жидкости. В Китае считается, что вазы, имеющие широкую форму у основания и сужающиеся кверху, создают своеобразный резервуар для хранения положительной энергии.

 «Хулупин» 葫芦瓶

Вазы в виде тыквы-горлянки «хулупин» являются символами плодородия, удачи и бессмертия. Считается, что «двойные тыквы» обладают магическими целебными свойствами и поглощают отрицательную энергию Ша 煞能.  Такая форма, состоящая как бы из двух перетекающих друг в друга сфер, является символом «мира в мире». Ведь по китайским верованиям существовал мир в целом, и другой мир — высший, или, как говорили китайцы, «мир тыквенных небес». По преданию, узкое горлышко тыквы было входом в потусторонний мир, в страну счастливых божественных существ.  Встречаются также образцы в виде тройной тыквы. «Двойная тыква» популярна в наши дни как символический предмет. Она играет роль магического талисмана на удачу.

Вазочки в наличии

Место китайских ваз в интерьере

Китайцы всегда с большим трепетом относились к изделиям, созданным человеческими руками, рассматривая их как символ изящества и богатства, поэтому фарфор бережно устанавливали на небольшие резные деревянные подставки и размещали на полках-лесенках на стене, в шкафах. В большом почете у китайцев парные вазы, которые помогают создать определённую композицию и организуют пространство. Часто парные вазы располагают симметрично. Парным вазам не обязательно быть идентичными, но обязательно должен быть единый связующий элемент. Это может быть фактура, рисунок, форма, наполнение. В данном случае симметрия в организации пространства выступает в качестве организующего элемента, создающего порядок. Парные вазы – это талисман, приносящий счастье, радость и умиротворение. Такие вазы призваны улавливать и накапливать позитивную энергию. Часто рекомендуют насыпать в эти вазы немного монеток, натуральных камней и прочие предметы, которые символизируют благополучие в доме. Интерьерная ваза — это сосуд, где хранится «душа» вашего дома. Она оживляет интерьер и придаёт уют и комфорт. 


Среди модных тенденций стоит назвать тенденцию ставить сразу несколько ваз рядом. Оптимальное число – три. Лучше, если вазы не будут одинаковыми, однако в композиции они должны смотреться гармонично вместе.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв