Три легенды происхождения чая
С чего начинается история чая? Кто первым стал употреблять его в пищу? Где его впервые обнаружили? Как его готовили? На большинство этих вопросов историки так и не знают ответов. История появления чая окутана множеством мифов и легенд, уходящих корнями в глубокую древность. Но и в мифе есть доля правды! Попробуем разобраться в легендарных истоках чая и смысле, которым наделяют чай предания.
1. Император Шэнь Нун – открытие чая
рис1. Шэнь Нун
Одна из легенд гласит, что тонизирующие свойства чая были открыты почти 5000 тысяч лет назад (только представьте!) – в 2737 году до н.э. Божественным императором Шен Нуном («Пахарь Духа»).
Shen Nong (神農, 神农), также известный как Ян Ди 炎帝 или Шен Нун Ши – (2852-2737 до н.э.), второй из трёх китайских Императоров Периода Сан Хуаня, (3000-2700 до н.э.), был учёным, отцом сельского хозяйства и основоположником китайской медицины. Ходили слухи, что Император имел тело «будто из прозрачного нефрита», отчего пробовал травы и их отвары на себе, так как мог видеть сквозь кожу всё происходящее в его организме. Именно он начал создавать медицинскую энциклопедию лечебных трав «Шен Нун Бэнь Цао», где описывал их воздействие на организм человека. Позже эта энциклопедия дописывалась не одним поколением учёных и целителей. Так что китайские боги вполне реальны.
Указы Императора требовали, чтобы в целях гигиены вся питьевая вода при дворе кипятилась. Однажды летним днём, посещая отдалённую провинцию, слуги на привале кипятили воду, чтобы утолить жажду. С кустарника близ кипящих котлов, попадали высушенные листья (Вы уже догадываетесь, что это были за листья?), отчего вода в котлах приобрела характерный красноватый оттенок. Как учёный, Император заинтересовался ароматом неизвестного доселе отвара, отпил немного, и почувствовал прилив бодрости и свежести, от чего пришел в восторг: «Напиток, который стимулирует и расслабляет одновременно». Этот момент можно считать моментом появления чая.
Другой вариант происхождения чая в легендах и мифах древнего Китая также повествует об императоре Шен Нуне (Shen Nong), но уже немного в ином образе. Однажды Шен Нун попробовал траву, оказавшуюся ядовитой. Действие яда оказалось настолько сильным, что император обессиленным упал на землю. С неизвестного доселе дерева (как Вы уже догадываетесь, это было чайное дерево) ему в рот скатилась росинка, нагретая на солнце. Он проглотил её, почувствовал прилив силы и бодрости, действие яда прошло. С тех пор Шен Нун начал употреблять чай как противоядие.
2. Необычное поведение овец
Второй вариант появления чая таков. В глубокой древности пастухи заметили одну странную особенность в поведении овец и коз своего стада после того, когда они поедят листья какого-то вечнозелёного деревца – животные становились резвыми, бойкими и легко взбирались на гору. Пастухи, удивлённые подобным явлением, решили попробовать действие этих листьев на себе. Они собрали и приготовили их так, как обычно поступали с лекарственными травами — высушили и заварили в кипятке. Получился на редкость ароматный, вкусный и бодрящий настой. Так, гласит легенда, была открыта «божественная трава», названная впоследствии чаем.
Как видите, легендарных историй о появлении чая много и «исток» окутан неизвестностью. Но первые исторически подтвержденные записи о чае встречаются в первом тысячелетии до н.э. Китайский словарь «Пэнь Цао Цзин» имеет датируемые III веком до н.э. записи об использовании неких сушёных листьев при дворе династии Чжоу (1046–256 гг. до н.э.).
3. Святой Дамо (Бодхидхарма) и дзэн-буддистская версия появления чая
рис3. Yoshitoshi: Holy Man. A Holy Man Meditating Beneath The Full Moon. Japanese Oban Color Print, 1887.
Буддисты смотрят на появление чая по-своему. Это красивая метафоричная притча о божественном происхождении и высоком назначении чая принадлежит традиции буддистов Китая. История связана с именем святого Дамо (Бодхидрама), буддийского монаха из Индии, который считается основателем дзен-буддизма. Путешествуя в Китай, в молитве, в воздержании и самоотвержении он день и ночь проводил в созерцании Бога. Наконец, Дарма, изнемогший от всех трудов, заснул. Вознегодовал он от того, что нарушил свой обет и в боязни снова пасть, подверг себя наказанию: отрезал веки и бросил их на землю. Небо не оставило его без награды, и на земле, где брошены были веки, вырос чайный куст. Он употребил чайные листья, и напиток подкрепил его. Чай стали изображать веками Дамо. Буддисты пили много чая, чтобы продлить часы благочестивых размышлений, ясности ума и созерцания.
Легенд происхождения чая много, но начало одно, так и неизвестное историкам. Может стоит принять позицию «божественного происхождения» чая, испить из чашки и окунуться в таинство, скрываемое им, почувствовать бодрость Шен Нуна или созерцательную ясность Дармы?