«Шесть благородных чайного пути»: эстетика чаепития
Культура употребления чая в китайском понимании предполагает взаимодействие с чаем не только в виде напитка, но и в первую очередь с самим чайным листом. И именно в последнем вопросе нашими неизменными спутниками станут «шесть благородных чайного пути» (茶道六君子, chádào liù jūnzǐ), более известные как чайные инструменты.
«Шесть благородных чайного пути» – кто они?
Стандартный набор чайных инструментов.
К «шести благородным чайного пути» относятся следующие чайные инструменты:
- Подставка для чайных инструментов (茶筒, chátǒng, чатун) – в ней хранятся остальные «пять благородных». Имеет вид стакана;
- Совочек/ложечка (茶匙, cháchí, чачи) – используется, чтобы переложить чай из сосуда для хранения чая (чайницы) на коробочку для знакомства (чахэ) (茶荷, cháhé, чахэ);
- Воронка (茶漏, chálòu, чалоу) для чайника – исключает просыпание чая, когда мы перекладываем его в чайник;
- Чайная палочка (茶拨, chábō, чабо) – применяется для перекладывания чая с чахэ в чайник;
- Щипцы (茶夹, chájiā, чатья) – используются, чтобы передать пиалы гостям;
- Игла (茶针, cházhēn, чачжэнь) – служит для чистки засорившегося носика чайника.
Какое место занимают «шесть благородных» в чайной церемонии? Как мы уже отметили, они помогают получить из чайного листа чайный напиток. Для этого, в первую очередь, следует использовать чайный совочек «чачи», чтобы переложить чайный лист из ёмкости для хранения чая на чахэ. На чайном блюдечке мы знакомимся с внешним видом чая. Теперь надо переложить чайный лист в чайник. Мы устанавливаем чайную воронку «чалоу» в горлышко чайника, а затем используем чайную палочку «чабо», чтобы ссыпать чай в чайник с чахэ. В итоге нам удалось не просыпать чай, не раскрошить его и не трогать руками – то есть проявить должное уважение. Уже в процессе церемонии носик чайника может засориться листом – для его чистки используется игла «чачжэнь». А подавать чай в чайных пиалах гостям также следует не руками, а щипцами.
Некоторые варианты исполнения
Эстетика чаепития
Казалось бы, заварить чай можно и без этих приспособлений. Зачем столько трудностей и лишних вещей! Итак, перед нами необходимый элемент чайной церемонии, представленный стандартным компактным набором. Его можно было бы назвать проще, например, «чайными инструментами», но отношение к данным предметам именно как к «шести благородным» задает определённый настрой, вносит элемент искусства, эстетического наслаждения процессом чаепития и приготовления чая. С другой стороны, такое отношение позволяет чайным мастерам выполнять «шесть благородных» из различных материалов, пород дерева, придавать им различные формы, украшать различным иероглифами – то есть вкладывать какую-то конкретную идею в каждый отдельный набор. Мы можем выбрать набор по душе, чтобы вновь и вновь возвращаться к вещам, которые доставляют эстетическое удовольствие!
Константин Назин