Керамика Жу Яо

Жу Яо (Ru yao) – разновидность китайского селадона, толстая матовая глазурь, покрытая мелкой сетью трещин. Когда-то утерянная технология изготовления подобной посуды восстановлена относительно недавно, в конце XX века. С тех пор керамика Жу Яо быстро завоевывает популярность как в Китае, так и за его пределами. Растёт производство, усложняются формы, оттачивается мастерство.

Керамика с историей в 1000 лет!

Зародилась технология Жу Яо ещё во времена династии Сун (960 - 1279 гг н.э.) Тогда её производили в печах округа Ru, на территории современной провинции Хэннань. Селадон Жу Яо приобрел известность за счёт своей простой, почти лишённой украшений текстуры и сетке кракелюра, идущей по всей поверхности изделий.

Пиала жу яоПиала жу яо

Изначально, кстати, эффект кракелюра (или цек), называемый китайцами «клешня краба», считался браком изделия, но вскоре приобрёл особое место в душе аристократов, рассмотревших в нём налёт старины и выделивших несколько видов трещин:

  • Потрескавшийся или колотый лёд – множественные, хаотичные трещинки на поверхности изделия.
  • Чешуя рыбы – сеть трещин, похожая на усечённые, неправильные квадраты и прямоугольники, наложенные друг на друга и оттого получившие свое название.
  • Крыло цикады – длинные, горизонтальные трещины, выделяющие на поверхности узоры, похожие на небольшие крылья.

Стоит отметить, что текстура изделий «живая». Поверхность Жу Яо не покрыта прозрачной глазурью. Поэтому при использовании посуды для чаепития сетка трещин постепенно окрашивается в бурый цвет. Настой чая проникает в трещинки, где полностью окисляется и приобретает тёмный оттенок. Посуда стареет на глазах, сетка кракелюра становится всё заметнее от чаепития к чаепитию. Повышается историческая значимость изделия.

Состарившееся изделие Жу ЯоСостарившееся изделие Жу Яо

Технология:

Процесс производства селадона в печи был разделён на несколько этапов:

  1. Подбор состава глазури
  2. Формовка изделия
  3. Внешняя отделка изделия
  4. Украшение
  5. Глазуровка
  6. Предварительный обжиг
  7. Помещение формы в футляр, а затем в печь
  8. Окончательный обжиг

Температура обжига глазури – 1200 градусов по Цельсию. Сам процесс начинали приблизительно с 800 градусов, постепенно нагнетая атмосферу в печи и повышая температуру.

Фрагмент керамики Жу Яо.Фрагмент керамики Жу Яо.

Легенда появления Жу Яо

О появлении Селадона Жу Яо есть своя легенда, рассказывающая о том, что во времена правления династии Сун (960-1279) жили два брата, умевшие очень хорошо работать с селадоном. У обоих были свои печи, которые так и называли в народе: «печь старшего брата» и «печь младшего брата».

Чайник керамики жу яоЧайник керамики жу яо

Младший брат ревностно завидовал умению старшего изготавливать селадоновую утварь. И так, не сдержавшись, он однажды тайно добавил растительной золы в глазурь, которую подготовил старший брат. После обжига фарфора в печи старшего брата все изделия покрылись трещинами. Старшему ничего не оставалось, кроме как отправить получившуюся работу на рынок такой, какая она есть. Неожиданно, «испорченные» изделия были распроданы, да ещё и быстрее, чем раньше. С тех пор печь старшего брата стала известна по всему Китаю и посуда, которую он изготавливал в ней, стала пользоваться ещё большим спросом, чем раньше.

Младший брат, между тем, не желал уступать и придумал новые цвета глазури – светлый зеленовато-небесный и «зелёную сливу», что позволило ему творить изделия невероятной красоты и элегантности.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв