Тябана – чайная икебана

«Икебана одного цветка»

Тябана – одно из направлений икебаны, ассоциированное с чайной церемонией. Это транскрипция с японского. «Тя» - чай, «бана» - цветок. Получается, тябана – это «цветы к чаю». Также её называют «икебаной одного цветка».

Традиции икебаны берут начало от буддийских алтарных подношений из цветов и фруктов, сопровождавших буддизм из Индии в Китай и далее в Японию. В Японии икебана развилась в один из видов классического искусства, наряду с поэзией, каллиграфией, чайной церемонией и живописью.

Суть икебаны одного цветка – это идея дзен о том, что в любом малом явлении заключён весь остальной мир. Один цветок или ветка представляют собой отдельную вселенную со своей тайной и смыслом.

Отличие тябаны от других видов икэбаны в её лаконичности, скромности, нарочитой простоте, передающей специфику философии ваби-саби. Главным в тябане является достижение необычайного чувства легкости и душевного спокойствия – «сатори».

Тябана усиливает тон всей чайной церемонии. Согласно легенде, однажды известному мастеру Сэн-но Рикю, создавшему канон японской чайной церемонии, предстояло провести церемонию для сёгуна-объединителя Японии Тоётоми Хидэёси. У мастера был сад, который славился на всю округу прекраснейшими вьюнками. Каково же было удивление сёгуна, когда вместо сада он увидел пустынное поле. Но зайдя в чайный домик, он увидел икебану, состоящую из одного цветка. Тогда правителю стало понятно, что мастер не пожалел своего сада, чтобы подчеркнуть красоту единственного цветка.

Простота – основа тябаны, где главная задача мастера заключается в создании чувства естественности и красоты. Первое из семи основных правил Сэн-но Рикю в дословном переводе звучит как «цветы из-под ног». Непритязательные аранжировки Тябана часто состоят из одного цветка, бутона или ветки. 

Облик тябаны тесно связан с человеком, который её составил. На цветы как бы проецируется личность человека, подобравшего их. Считается, что любуясь композицией из цветов в нише чайной комнаты, «гость» как бы соприкасается с внутренним миром «хозяина», глубже понимает его, испытывает те же чувства, что и сам «хозяин».

Основные принципы тябаны:

Символизм

Символизм традиционно присутствует в японской икебане. Высокие и длинные ветки обозначают Небо, растения со стеблем средней длинны символизируют Человека, низкие или горизонтально стелющиеся растения в икэбане символически соответствуют Земле. Кроме того, в букетах символически изображается определенное время года: лето показано с помощью пышно цветущих растений, плотных листьев, и сильных ветвей; весну обозначают упругие, энергичные, но достаточно тонкие, изящные и деликатные голые или цветущие ветки, с бутонами цветов; осень изображается с помощью редких, тонких, изломанных ветвей, а также увядающих цветов, трав или листьев; для изображения зимы используют сухие оголённые стебли. 

Минимализм и естественность

Необходимо избегать крупных, пышных цветов, цветов с устойчивым сильным ароматом, веток с шипами, колючками или с плодами. Также избегают цветов с испорченными (поломанными, помятыми) стеблем и листьями, цветов, чьё название некрасиво или ассоциируется с чем-то неприятным, растений с ядовитым соком (лютик едкий) или неприятным запахом. Не рекомендуется сгибать стебель цветка, привязывать его к другим стеблям, искусственно устанавливать в вазу с помощью вспомогательных материалов (проволока, резинка, зажимы).


Сезонность 

Большое значение в чайно-цветочной традиции отводится сезонности. Цветок в вазе обязательно должен быть свежим, выросшим в своей естественной среде обитания. Так, например, не принято ставить ирисы в августе или сентябре, а хризантемы в апреле или мае. Ирис – цветок начала лета, а различные виды хризантем – осенние цветы, которые растут в природе с сентября по ноябрь. По традиции в чайной комнате не ставят ветви сакуры и клёна «момидзи», которые являются самыми яркими представителями и, по сути, символами двух красивейших сезонов в Японии – весны и осени. Навязчиво дублировать природу за окном – признак дурного вкуса. Для вечерних и ночных чайных встреч предпочтение отдается белым или светлым цветам. В жаркое время года (конец июля, начало августа) вместо цветов может ставиться широкая низкая плошка с зеленой мелколистной осокой, выращенной на кусках древесного угля. Эта композиция называется «сэкисё». Она способствует созданию ощущения прохлады, которая возникает от любования осокой, стоящей в воде.

Композиция

Композиционная особенность: «доминантный центр» и «цветы-помощники». Тябана уже в своих исходных предпосылках отличается от других видов икебаны. В тябане цветы привлекают внимание, «солируют». Здесь есть один доминантный центр в виде самого яркого или крупного цветка и «цветы-помощники», составляющие его «свиту». Составлять тябану используя только «цветы-помощники» не принято. В композициях других стилей икебаны цветы выступают «в ансамбле», что определяет их восприятие зрителями. 


Нечётное количество

Нечётное количество цветов в композиции. Тябана для небольшой чайной комнаты состоит обычно из одного, двух или трёх видов растений. Для крупных ваз и больших чайных комнат (размером более восьми татами) принято использовать большее количество цветов, но их число должно быть нечётным, то есть три, пять или семь. Допускается только один вариант использования чётного количества цветов для тябаны – два растения.

Гармония

Должна присутствовать гармония между: растениями и сосудом для них; подставкой и сосудом на ней; сочетанием цветов и фона для них; сочетанием цветов друг с другом; формой сосуда и формой цветов. Впечатление от композиции в большой мере определяется вазой, в которой она находится. Идеальны вазы простой формы, скромной и благородной окраски, без украшений. В то же время выбор вазы должен соответствовать стилю и виду всей утвари, приготовленной для чайной церемонии. Материалом для ваз может быть что угодно, от бронзы и керамики до бамбука и плетёной лозы. Крупные растения и соцветия прекрасно смотрятся в больших бронзовых или керамических вазах. Красоту нежных цветов лучше подчеркнуть стеклом и фарфором. Луговые травы, осока, камыш будут хорошо смотреться в тёмной глиняной посуде, а цветущие ветви садовых деревьев – в светлом жу яо. Все оттенки белого, черного, коричневого, зеленого и голубого цветов хорошо гармонируют с ветками и соцветиями любой окраски.

Вазочки тябаны в наличии

Цветок и ваза

Вот цветок – и появляется ваза,
вот ваза – и выбирается цветок.
Жди: необходимое друг другу
должно слиться воедино.

Цветок – творение Бога,
ваза – творение человека.
В этой встрече, именно в этой встрече
заключено всё.

 

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв