Глубина содержания за видимой простотой Цзяньшуй: искусство "Резьбы и заполнения" Инькэ-Янтянь
В цзяньшуйской керамике есть техника декорирования, которая уникальная для всех техник декорирования керамики в Китае. Речь об Инькэ-Янтянь. Это сложная техника является основной для цзяньшуйской керамики и определяет требования к фракции глины. Она должна быть очень мелкой и пастообразной. Если частицы будут крупными, они будут влиять на формирование в процессе гравировки. Представьте себе, что вы гравируете изящные вишневые губы девушки, и внезапно из-за большой частицы (зернышка глины) эти губы уродуются. Досадно! Работа насмарку. И если в исинской керамике у готовой глины есть понятие мэш, то есть размер ячейки сита, когда калибровался материал, то в цзяньшуй наличие песчинок недопустимо.
Суть техники Инькэ-Янтянь - это не рисунок по плоскости, а последовательная резьба и заполнение канавок цветными составами.Последовательно вырезая и заполняя можно получить картины, подобные этому.
Техники гравировки делятся на два типа: "空刻" (kōng kè) или "пустой рез",и 先画后刻 "рисование перед резьбой".
Для "空刻" (kōng kè) требуется мастер, который хорошо знает каллиграфию и имеет определенный опыт резьбы. Перед гравировкой он имеет четкое представление о том, что будет делать, и работает с инструментом легко и плавно. Требуется быстрое движение инструмента: если двигаться медленно, то результат будет слабым. При резьбе и движении инструмента пальцы и запястье работают вместе, что создает динамику и выразительность линий, делая изображение живым. Из-за редкости упустим этот тип и перейдем ко второму.
"Резьбы и заполнения" Инькэ-Янтянь - культурное наследие интеллигенции города Цзяньшуй
Предпосылки
Техника резьбы и заполнения Инькэ-Янтянь зиждется на искусстве каллиграфии и поэзии. Поэтому важно понять исторические предпосылки.
Практика каллиграфии занимает много времени и требует хорошего образования. Для крестьян с тяжелой ежедневной физической работой и рутиной, каллиграфия являлась роскошью. Развитие керамики и появление техники Инькэ-Янтянь является прямым следствием благополучия района и высокой доли образованного населения.
Рождение города поэтов и каллиграфов: подходящее время, нужное место и сплочённость людей
В эпоху династии Юань, первый Юньнаньский губернатор ("云南行中书省平章政事" (Yúnnán Xíng Zhōngshū Shěng Píngzhāng Zhèngshì, где "平章政事" можно сравнить со современным губернатором) по имени Сай Дяньчи 赛典赤 (Sài Diǎnchì) основал храм Конфуция, создал Минлунтан (зал для обучения), привез книги по наукам и истории, - словом создал плодородные почвы для обучения и образования.
В Цзяньшуй находится второй по величине Храм Конфуция в мире
Он одинаково уделял внимание как материальному, так и духовному развитию, что позволило региону процветать. Учитывая обилие ресурсов в Цзяньшуй, местные жители не испытывали недостатка в пище и одежде. Уважение к учению Конфуция и изучение классических текстов оказали глубокое воздействие на местное сообщество, благодаря чему здесь появилось множество известных литераторов и поэтов. Хорошие условия способствовали развитию талантов, а встреча качественных материалов с талантливыми в искусствах людьми создавала идеальные условия.
Так, в Цзяньшуй, благодаря сочетанию "天时地利人和" (тианьши, дили, жэньхэ) "подходящее время, нужное место и сплочённость людей", родилась уникальная техника керамики Инькэ-Янтянь, что произошло так же естественно "как вода течет в ручье".
Этап 1 "Рисование перед резьбой"
В методе 'рисование перед резьбой', сначала рисунок наносится на поверхность изделия тушью, а затем резцом вырезается по контурам. Даже если у вас хорошо получается рисовать на плоскости, это не значит, что вы сможете также рисовать на керамике.
Этап 2: резьба 阴刻
После завершения рисунка декоративная работа только начинается. Теперь ключевую роль играет маленький инструмент резец, называемый тут "伞骨" (sǎngǔ) "спица зонта".
Дешевый и легко доступный металлический резец "伞骨" (sǎngǔ) в качестве инструмента становится еще и необычайно удобным.
С другой стороны, использование металлического стержня в качестве инструмента указывает на то, что история керамики в Цзяньшуй относительно нова и насчитывает всего пару столетий.
Мастера искусно используют резцы для рисования по контуру рисунка и вырезания избытка глины из закрашенных частей. Этот этап называется "阴刻" (yīnkè) или гравировка. На протяжении всего процесса требуется, чтобы глина постоянно оставалась влажной, но такая влажная глина легко деформируется (Например, в керамике из Гуанси используют технику сухой резьбы).
Резец Сангу, дословно "Спица зонта" - основной инструмент для гравировки Инькэ-Янтянь
Таким образом, на этапе "阴刻" (yīnkè) необходимо не только выполнить резьбу, но и обеспечить, чтобы глина не деформировалась. Требуется, чтобы весь процесс резьбы был непрерывен. Глубина реза выбирается по интуиции мастера, поскольку толщина изделия неоднородна: слишком глубокое вырезание может пронзить стенку изделия насквозь, в то время как поверхностное вырезание не позволит выполнить окрашивание цветом. В последние годы, чтобы увеличить эффективность этого этапа, мастера придумали инструмент с пустой серединой, чтобы ускорить работу над большими рисунками. Этот этап резьбы служит лишь подготовкой для следующего — заполнения.
Этап 3: Заполнение
Мастер заполняет полости резьбы заранее подготовленной на палитре мастикой
После резьбы следует этап заполнения. В зависимости от сложности рисунка и количества операций, его можно разделить на одношаговое и многошаговое заполнение. Основа цветной мастики для окраски также представляет собой глину с горы 五彩山 (Wǔcǎi shān).
Многие мастера здесь для заполнения используют исходный естественный цвет глины без дополнительного окрашивания (всего в Цзяньшуй пять цветов керамической руды). Многие используют составы с цветными пигментами, чтобы потом на палитре добиваться нужного оттенка цвета мастики для заполнения.
Пример аккуратного одношагового заполнения. Благодаря тому, что разные цвета не имеют общей границы, мастер смог заполнить изображение четырьмя разными цветами (отмечены) за один заход реза и заполнения.Небольшие артефакты смешения цветов видны в ряде случаев на границе (отмечены)
Пример двухшагового заполнения. Фон свитков и черепицы делаются на первом шаге, на втором вырезаются и заполняются иероглифы и границы свитков. Такое изображение занимает больше времени и требует более высокой квалификации художника.
Глина для заполнения должна иметь определенную вязкость. Слишком сухая может повредить заготовку, а слишком жидкая может привести к недостаточному заполнению, и она может отслоиться в процессе обжига.
На первый взгляд "простое" искусство заполнения развилось благодаря множеству неудач мастеров. После потери влаги у пасты, которой заполняется резьба, мастера поэтапно многократного выравнивают поверхность резцом и снова вдавливают мастику в углубления, попутно удаляя пузырьки воздуха из пасты, если они появляются. Это требует недюжего внимания и усердия.
После нескольких таких повторений глина для заполнения и заготовка становятся единым целым.
Настоящая магия начинается, если делают многократное заполнение.
Представьте, что всё описанное выше до этой строчки повторяется раз за разом с каждым новым слоем: рисование, резьба, заполнение.....и все это повторяется снова и снова. Кроме этого предыдущему слою нужно дать постоять и высохнуть до оптимальной влажности, чтобы по нему можно было работать резцом. Таких шагов может быть десятки, а стоимость изделий растет чуть ли не в геометрической прогрессии с добавлением каждого нового.
Попробуйте самостоятельно посчитать, во сколько шагов было сформировано это изображение золотого карпа?
Полировка
После завершения гравировки, заполнения и некоторого времени сушки, мастера приступают к доработке поверхности глиняной основы, делая ее гладкой и безупречной, так что тонкие штрихи в виде заполненной пасты выглядят словно просто нарисованные. Теперь предмет ждет испытание огнем. Это последний этап перед обжигом.
Пример трудоемкости работы при добавлении малозначительных элементов в рисунок
Примечание: все четыре великих школы глиняной керамики Китая (Исин, Цзяньшуй, Циньчжоу, Жунчан) практикуют технику резьбы, но после этого не добавляют дополнительные элементы, формируя только рельеф или барельеф . Только фиолетовая керамика из Цзяньшуй после резьбы и заполнения создает идеально ровную, часто до блеска полированную, поверхность, не раскрывая сразу всей глубины своего содержания.
Искусство Инькэ-Янтянь ждет внимательного наблюдателя, который задаст вопросы и поймет истинную природу вещей, проявляя свою любовь к глубокому смыслу, скрытому за кажущейся скромностью этого искусства.
Самая большая коллекция цзяньшуйской керамики в рунете