Восприятие Янь Юнь: «Утесная мелодия» под призмой восьми видов сознания

邵长泉

邵长泉

Буддисты верят, что человеческое сознание создается взаимодействием шести внутренних опор (глаза, уши, нос, язык, тело, сознание) и соответствующим им шести внешних опор (цвет, звук, запах, вкус, осязаемое, нечувственное переживание).
Глаза, уши, нос, язык, тело (первые пять органов восприятия) после знакомства с чаем сами формируют свою память и осознание.

1 Глаза - зрение

Глаза, повидав пейзажи Уишаньских чайных плантаций, чайное хозяйство, производство чая, заваривание, цвет настоя, чайную церемонию, естественным образом научатся «узнавать» утесные чаи.

2 Уши - слух

Уши, послушав щебетание птиц на чайных плантациях, разговоры крестьян-чаеводов, песни, которые напевают крестьяне во время сбора чая, рассказ чайного мастера во время чайной церемонии, лекцию учителя по чаю, сами «накопят» теоретические знания.

3 Нос - обоняние

Нос улавливал ароматы чайных плантаций, запах подвяленного чайного листа, запах свежего зеленого листа, запах карамели во время обжарки чайных листьев, аромат сухого листа в ошпаренной кипятком гайвани, аромат на крышке гайвани, теперь он естественным образом пополнит свою коллекцию ароматов и запахов.

4 Язык - вкус

Рот и язык, попробовав утесные чаи, сами составят свои «вкусотеки» и научатся различать вкусы.

5 Тело - осязание

После того как тело (кожа, руки) соприкасалось со свежими листьями, сухим листом, рот и язык смаковали чайный настой, ощущения мягкий/жесткий (лист), легкий и скользящий по горлу (о вкусе) сформируются сами собой.

6 Осознание

Со временем опыт, накопленный этими пятью органами чувств, рождает комплексное представление и понимание в отношении утесного чая – осознание, то есть способность распознавать, отличать и оценивать.

八识心王 восемь видов сознания в Буддизме 八识心王 восемь видов сознания в Буддизме

7 Седьмое сознание Манас

Люди, которые пробовали и пили много разных чаев, чувствительные к собственным  телесным и душевным ощущениям, со временем смогут развить это новое осознание до более высокого уровня – седьмого сознания Манас 末那识(буддизм). Пить чай становится привычкой, чай воспринимается ими как своеобразная опора в жизни. Эта привычка развивает в человеке сильную способность к саморефлексии и самоанализу, они становятся восприимчивыми к собственным ощущениям и переживаниям, научаются прислушиваться и слышать себя. Некоторые становятся превосходными знатоками и дегустаторами чая. Некоторые впадают в паранойю, считают, что самый лучший чай – это только чай их производства, или такого-то поставщика, только чай с плантации ХХХ может считаться самым лучшим, все, кроме такого-то и такого-то чая, вовсе не чай т.д. Первые имеют шанс дойти до восьмого сознания - сознания всеобщей основы (сознание-сокровищница, Алая-виджняна).

Примечание: Манас

Манас часто выступает как ядро психической индивидуальности, определяющий специфический способ познания и действия личности. Распространенный перевод манаса как «ума» (англ. mind) может ввести в заблуждение, поскольку санскритский термин обозначает не активную познавательную способность (как «ум» в европейской традиции), а бессознательный инструмент, деятельность которого направляется сознательной душой.

8 Сознание-сокровищница Алая-виджняна

На этом уровне сознания у них может сформироваться условный рефлекс на мелодию – состояние, в котором, как говорят китайцы, «человек и чай сливаются воедино, становятся одним целым». Дойдя до этого уровня сознания, люди способны развить этот вектор духовного практики до уровня «Дао» (Путь), интегрировать это в свою систему ценностей, что в свою очередь со временем превращается в «зерно» зарождения качественно нового феномена сознания.

Когда человек пьет утесный чай, ему нужно «включить» глаза, уши, нос, язык, тело, мышление – все шесть типов восприятия, чтобы почувствовать и понять себя (человек), а также познать внешний мир, в котором самого себя нет (чай, природа). Подобная практика со временем зарождает в человеке семя нового навыка – восприятие прекрасного, и семя это прорастает в восьмом сознании. В этом и заключается смысл той жизненности утесной мелодии, о которой говорил Лян Чжанцзюй.

Из книги 岩韵 автора 邵长泉. Перевод: Сергей Канищев

Материалы цикла «Понимание утесной мелодии»

  1. Понятие «Утесной мелодии» уишаньского улуна;
  2. Восприятие Янь Юнь: «человеческие» основы появления мелодии;
  3. Четыре компонента улуна: аромат, чистота, сладость, жизненность;
  4. Текущий: Восприятие Янь Юнь: «Утесная мелодия» под призмой восьми видов сознания;
  5. От абстрактного понятия к конкретным цифрам: метод измерения «Утесной мелодии».
Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв