Чайный лист заметен своей красотой — обсидианово-чёрные полоски, чем-то по форме напоминающие знаменитый красный "Золотые иглы" , но более тонкие, чем у него.
Экспозицию решил начать с лёгкого 90-градусного кипятка, чтобы аккуратнее экстрагировать сладкие вкусы, опасаясь возможной горечи. На первом проливе получилось "извлечь" как раз такой сбалансированный по вкусу ягодный морс (клюква, вишня). Но без классических для красного чая дескрипторов не обошлось — тут и сдобная булочка с грушевым джемом, и чутка пряностей с древесными нотками + едва слышится гранат.
Однако со вторым проливом эта яркость сразу исчезает — нет, вкус не становится хуже, скорее от свежих ягод и фруктов отходит к обработанным (проваренным, сушеным).
По аромату чай отлично вписывается в позднеосеннее настроение — тёплый запах настоя на вишне и абрикосе, сдобренный корицей с мёдом или сиропом топинамбура. Вкус вторит описанному запаху — общая композиция по сладости и фруктовости даже напоминает органолептику улунов (почему-то сразу же вспомнились яркие дун дины). Из дескрипторов здесь на предвкусии сладкий компот, в ядре абрикосово-вишнёвое варенье и цветочный мёд, а на послевкусии тени ванили и корицы, тростникового сахара, засахаренной груши. Радует, что этот красный совсем не уходит в горечь — жёсткие ноты тут скорее напоминают дым от копчения или обжаренный хлеб.
Ассоциативно чаепитие с этим экземпляром создаёт перед глазами образ предсумеречного осеннего дня — сидишь себе на крыльце или веранде загородного дома, вдыхаешь прохладный и полный влаги воздух, а рядом излучает уютное тепло старый самовар. На столе разложены баночки с джемом и вареньем, подле стоит миска, наполненная баранками и крендельками. И вот перемешивается атмосфера осени с лёгким самоварным дымком, а ты закусываешь сдобу, обильно помазанную конфитюром или мёдом.
По первому проливу самый настоящий, но и самый обычный шен — лёгкий, яблочно-ментоловый, немного травянистый, чутка фруктовый, не уходящий в горечь. Далее проявляется шерстистая текстура настоя, даже слегка вяжущая. Среди вкусов появляются дескрипторы минеральные (мел, камни) и ноты обработанных фруктов (лёгкий компот из вишни, груш, яблок и изюма, но без сахара). В ядре вкуса элемент белого винограда с кислинкой соседствует с белым перцем или едва ощутимым шалфеем.
При первом глотке сразу же заметна маслянистость настоя — будто орехи размололи в жирную пасту, а затем добавили в смесь ягодного сиропа. Вообще вкусовая палитра этого чая разительно отличается от других видов белого: странная ирисковая сливочность, характерная для улунов, сдобные/хлебные дескрипторы красного, древесина и орехи шу.
Самым занятным в этом чае выступает ментоловая сладость с барбарисовой кислинкой на послевкусии. В сочетании с резко травянистым и древесным предвкусием, телом вкуса, включающим пекан, черный хлеб и черный перцем, именно эта приторность делает общую вкусовую композицию интересной и многоплановой.
В чахэ чай моментально обдаёт рецепторы свежим черносливом, не залежавшимся, а, напротив, недавно засушенный. А вот уже после столкновения с 95 градусами сырьё раскрывается шоколадом.
Этот экземпляр прямо требует экспозиции покрепче, скажем, 95-98 кипятка и больше 15 секунд на выдержку. В противном случае первый пролив может показаться излишне водянистым, даже отдать вкусом от настоя из лечебных трав. Классическая горчинка красного чая также присутствует, но не портит общую картину.
Позднее проявляются яркие древесно-ореховые ноты, подслащённые кленовым сиропом. Вкус очень многоплановый из-за чего выделить конкретный ореховый дескриптор нелегко, скажем, пригубишь чуток, так это будет кедровый орех, а если опустошить почти всю пиалу разом, то из чая вырвется вкус земляного ореха с корой дуба и лёгкой кислинкой. Из более "съедобных" дескрипторов, конечно, курага, изюм, чернослив и вообще любые фрукты/ягоды, подвергаемые сушке и вялению.
Отмечу и по дымным мотивам. Тут "жжёнки" не так уж и много. Если специально фокусироваться на ней, то её можно заметить, однако, если дать дымности раствориться в общей массе вкусов и ароматов, то у меня скорее буду появляться ассоциации с древесной смолой.
Описывать чайные купажи с цветочной ароматизацией — всегда дело нелёгкое. Как бы ты не пытался подобраться к "настоящему" вкусу чая, то тут, то там возникает вкус ароматической основы — в этом случае жасмин и магнолия. Но к счастью в этом чае баланс и синергия между вкусами соблюдены.
Первые проявляющиеся дескрипторы: василёк, свежая ваниль, немного почти что обезжиренного молока или же белого шоколада. Цветки магнолии дают некоторой перечности и положительной горечи, слегка напоминающей гвоздику. Сам же настой мягкий и маслянистый, почти не имеет того вяжущего свойства, чем известные многие зелёные сорта.
Позже проявляются вкусы лимонной цедры, чутка овощного бульона (ну а куда без него в зелёном) и нектарина.
Первый пролив знаменуется персиковой водой с эстрагоном и перечной мятой, листьями шалфея и тонким ароматом свежего мёда. На следующем проливе при распитии настоя возникает неожиданная ассоциация — будто в пиалу добавили пышущие запахом ароматические масла из массажного салона или бани.
Чем сильнее настаиваешь чай, тем выразительнее проявляет себя мёд и заявленный белый шоколад. Цветочные вкусы настолько яркие и выпирающие, что точно сказать какой это именно цветок не получается (мне как-то не в привычку было пробовать цветы на вкус), так что поверим названию — пусть будет гардения.
Хотя это и белый чай, но по степени силы и броскости вкуса он легко посоревнуется с яркими фруктовыми улунами. Настой шелковый и спокойный, когда как вкус имеет плотную насыщенность, лишённый какой-либо тонкости и лёгкости в последующих проливах. Если заварить этот чай на минуту-две, а затем подать кому-либо неискушенному в чайном деле, то вероятнее всего человек даже может спутать этот белый чай с каким-либо тизаном/травяным чаем или купажом на горных цветках.
Даже с холодным кипятком ~90 градусов и короткой экспозицией на 10-15 секунд этот чай довольно быстро переходит к крепкий, возможно даже грубый вкус обжаренного хлеба и варенья с еловыми шишками. У него формируется благородная горчинка молодого табака, но вместе с тем присутствует и вкус компота из крыжовника.
Органолептика чая плотная, древесная и задиристая. Если и есть какие-то сладкие элементы, то они уходят в кислинку (ягоды) или в насыщенный настой (яблоки)
В горячей посуде чай моментально обдаёт ароматом маття — овощи-гриль + сливочная ириска. И вкус первого пролива вторит запаху: сочная зелень, переспелая, давшая сок дыня, сливочное масло и чуток йодистых водорослей. Из особенностей удивляет некоторая металличность вкуса и кислинка, сохраняющаяся под корнем языка (похожа на кислинку слегка недозревшего яблока).
После третьего пролива сладость, очевидно, ослабевает, но травяные ноты вкуса не уходят в кисло-терпкий газон или свежескошенную траву, а скорее трансформируются в плотный овощной бульон и сельдерей.
В первой отпитой пиале чай сразу же ударяет вкусом манго, персика, дыни и маракуйи, а на фоне держится концентрат перечной мяты и сахарного тростника. Кондитерские дескрипторы представлены ванильным муссом с толикой гвоздики или иной выразительной специи.
Вкус устойчивый, подслащённый даже на 3—4 проливах, но переходящий больше в компотные ноты (черешня, груша, яблоко). Чай больше подойдёт для ежедневного распития, нежели для чайной церемонии.
Для шу у этого чая очень уж покладистый и спокойный вкус, не слишком уходящий в землю, подвал и пыль. Скорее, напротив, сливочное масло (с ароматом горчичного), финики, смолянистая древесина, немного пралине и грильяжа.
Настой не переходит в горечь, подвергнутый длительной экспозиции, а развивает ранее обнажившиеся дескрипторы: древесина становится более дерзкой, немного солоноватой, с привкусом еловой смолы, финики приобретают вкус плотного горького шоколада (или вовсе пасты из какао-бобов), пралине уходит от тонкой ореховости с лёгкой сладостью в сторону яркого и даже немного резкого во вкусе грецкого ореха.
Почитав иные отзывы, заметил, что некоторые жалуются на бытовой, невыдающийся и безынтересный вкус у этого шу. Мне же он, наоборот, понравился за свою сбалансированность и ненапористость — мне не так близки шу пуэры, сразу сбивающие с ног своими земельно-пыльно-древесными нотами.
Во вкусе сразу же проявляется шеновая классика — яркий сельдерей, минеральные дескрипторы (мел, немного соли), фруктовые ноты манго и маракуйи, а также цветочные оттенки со специями. Железный стандарт, не пытающийся удивить чем-то категорически новым. Отлично подходит в качестве будничного напитка, но благодаря сбалансированности и полноте вкуса вполне может претендовать на роль хорошего чая для церемонии.
Настой мягок и покладист, нежно оседает под корнем языка, а аромат чая сдержан. Основа вкуса свежа и легка, так что лучше всего этот шен раскрывается чуток подстывшим. После глотка во рту надолго остаётся мятно-перечный отзвук, а язык немного шершавит танинами.
Первый аромат, что открывается при заваривании, это сочный инжир и растопленный горький шоколад. Во вкусе же шоколад значительно более мягкий (почти молочный), но с ореховыми оттенками, когда как на фоне фигурирует недавно заготовленный изюм с толикой гвоздики. В первом проливе финальное послевкусие чуток отдаёт древесными тонами и даже вызывает органолептические ассоциации с легкозаваренным красным дянь хуном Настой умеренно маслянистый по текстуре, но не тягучий.
Увеличивая экспозицию можно добиться более грубого и напористого древесного вкуса с дополнением в виде обработанных (вяленных) овощей и фруктов. В поздних проливах улун становится куда ближе своими дундиновским собратьям с выраженными фруктовыми (дыня, персик) вкусами.
Как чайный эксперимент - очень даже неплохо. Вкус, действительно, перевоплощается с каждым проливом, но при этом не ослабевает и не становится водянистым и невыраженным (что иногда случается с улунами)
Во вкусе преимущественно сохраняется ягодно-грушевый компот и даже (не знаю как) берёзовый сок. Сам настой легкий, водянистый с шелковой текстурой. На фоне присутствует оттенок мятного леденца и сливочной ириски, а разбавляет все эти сахарно-сладкие дескрипторы привкус сельдерея.
Хороший чай как для чаепития, так и для трапезы, ведь он имеет достаточно яркий и насыщенный для белого чая вкус, который не будет мгновенно оттенён и перебит какой-либо закуской. А в чайной церемонии Лао Гун Мэй показывает интересные изменения от пролива к проливу - от выраженной сахарности чай переходит к сахарности обработанной (обожжённая карамель, варёная сгущёнка, вываренные фрукты и ягоды), но при этом не переходит в улуновую приторность, оставляя сладкие ноты на фоне.
Длительная первая экспозиция ~15—20 секунд всё же идёт этому чаю на пользу. Первый глоток удивляет — сладость вишнёвого варенья в переплёте с древесно-смолянистым духом (напомнило школу приготовления чао ча, тоже гуандунскую). В фоновых отзвуках фигурируют цветы, индийские специи, жжённая карамель и грибной бульон — пусть эти на первый взгляд рознящиеся ассоциации не пугают, ведь в чае они уместно совмещаются и образуют интересную вкусовую картину. После выпитой пиалы дух чая надолго остаётся во рту чем-то елейно-ментоловым
К последующим пролива настой сбавляет в яркости и разнообразии вкуса и стабилизируется. Дескрипторы окончательно переходят в древесно-цветочные области с толикой ягодной сладости/кислинки.