Первый чайный сад в мире: Мэндиншань и "Даос Ганьлу"
Наверняка многим знакомо это место по фотографиям или историям. Это "Императорский сад" на горе Мэндин 蒙顶山 (пр. Сычуань).
У Личжэнь
Отмотаем еще несколько столетий назад в период Западной Хань. Это примерно одно столетие до нашей эры. У Личжэнь, известный как "Даос Ганьлу" являлся государственным деятелем того периода, руководил храмами на горе. Но более он известен как основатель чаеводства. Именно чаеводства, то есть возделывания чая как культуры. Именно от него остались четкие письменные записи о чае и его культивации, и он известен как "чайный предок горы Мэндин". Подумайте, Лу Юй напишет свой 茶经 "Чайный канон" чуть ли не через 900 лет! И место на снимке, первое место в мире, где началось культивирование чая.
У Личжэнь начал возделывать чай на главной вершине Мэндин, само место опоясано пятью небольшими холмами пиками, образующими подобие лепестков лотоса. Он подобрал его, основываясь на своих наблюдениях за чаем дикоросом. Но и по Фэншуй центр между пятью холмами считается 宝地 "Местом изобилия".
"Даос Ганьлу"
Давайте внимательно проследим, откуда такие прозвище и названия.
Ганьлу фэн 甘露峰 или "Пик сладкой росы" - как раз один из пяти малых холмов, опоясывающих сад. На этом пике находится маленькая каменная хижина Шиши 石室, где и жил "Даос Ганьлу". У подножия этого пика, в непосредственной близости от чайного сада, У Лючжэнем был вырыт колодец, который он назвал 甘露泉 "источник сладкой росы". Пик был назван по источнику. Все встало на свои места, не так ли? А пить Мэндин Ганьлу стало еще приятнее и слаще.
Императорский сад 皇茶圆
Современное название Хуан Чаюань 皇茶圆 сад получил только в 13й год правления Чуньси (1186гг) императора Сяо Цзуна династии Сун. Он присвоил У Личжэню звание "Мастера Ганьлу" а сад именовал императорским. Сад получил свой современный облик, был опоясан каменными ограждениями с двухстворчатыми воротами спереди. А на колоннах у входа вырезано “扬子江心水、蒙山顶上茶” что-то типа пословицы "Из центра Янцзы лучшая вода, с горы Мэндин лучший чай-лекарство". И сверху само название сада 皇茶圆. Чай с этого места не осмеливался пить сам император, так как тут всего 7 кустов, с которых собиралось 360 нежных побегов. Его использовала императорская семья для поклонения предкам.
Императорский сад с семью кустами чая
Сунские императоры были тут часто, так как именно в этот период значительно расширяются торговые лошадиные пути, главным из которых был Сычуано-Тибетский, берущий начало в Яане, где и производился основной продукт обмена с горными народностями - чай. О лошадином пути и первом в мире хэйчай (бяньча или цзанча) напишу отдельный материал.
Чай в этом регионе начали производить с династии Тан. "Так!?", - спросите вы. "Вы тут писали, что-то про столетие до н э, а теперь про династию Тан. Куда делись 800 лет?"
"Даос Ганьлу" начал окультуривать чай, но ничего про производство чая как напитка мы не говорили. Есть история. Правда или миф? - никто не скажет. Но она хорошо отвечает на вопрос выше. Это красивая история, которую можно рассказывать на чайных встречах и вообще...
История У Личжэня
Семья У Личжэня была бедной, отец умер рано, оставив жену и молодого сына. Однажды мать серьезно заболела от переутомления, и единственным кормильцем на этот период остался У Личжэнь. Как послушный сын, с первым криком петуха он брал инструменты и поднимался на гору за травами и хворостом, чтобы после обменять на рис, в надежде пищей помочь матери. В один из дней, собирая хворост на вершине, У Личжэнь настолько испытывал жажду, что вспылив сорвал несколько листьев вечнозеленого дерева и начал медленно жевать. Вы догадываетесь, что это было за дерево. Принеся несколько листьев домой, и заварив их кипятком, начал поить заваркой больную мать. И сработало! В течение месяца организм матери полностью выздоровел. Когда жители родной деревни болели, молодой У Личжэнь с энтузиазмом готовил для них целебный отвар, возвращающий крестьян к жизни. Но была проблема. Деревьев было мало, и даваемые ими листья не могли удовлетворить потребности в лечении болезней и спасении жизней. Так У Личжэня появилась решимость выращивать больше чайных деревьев.
Крутые склоны Мэндиншаня сегодня
Чтобы собрать семена чая, У Личжэнь обошел 38 пиков Мэншаня. Он собрал их и принес домой. Смешал с песком и сложил в бамбуковые корзины, сверху покрыв рисовой соломой, чтобы семена не заплесневели и не замерзли. Оставалось определиться с местом. У Личжэнь пересекал горы и хребты Мэндиншаня, анализировал и изучал среду произрастания обнаруженных диких чайных деревьев, прежде чем определил, что территория между пятью пиками Мэндин наиболее подходящая для выращивания чая. Обильные осадки, прекрасная почва, густые туманы круглый год создают уникальные природные условия. Листья тут максимально богаты полезными веществами, витаминами и минералами.
Каменная хижина У Личжэня
Чтобы вырастить чай, У Личжэнь вложил душу и сердце. Он построил на безлюдных местах для себя каменную хижину на одном из пяти пиков, рыл колодцы, занимался мелиорацией дикой земли, сеял семена и управлял чайным садом. Наверное для первопроходца это был путь, полный сложностей и неудач. Но постоянные попытки, тяжелая работа и целеустремленность окупаются. У Личжэнь "окроплял" чайные листья своим упорным трудом, мудростью, научным знанием и систематизацией. Крепкие кусты давали обильный урожай, а У Личжэнь смог помочь исцелиться большему числу людей. Он написал самую раннюю историю искусственных чайных садов в мире, став чайным предком Мэндин.
Эта история не только про чай....
Понимая весь контекст, исторический пласт этого места и продукта, который тут получается, смотришь на местные чаи уже иначе.