Юньнаньский красный чай

Мы открываем новый цикл статей, посвященных красным чаям из провинции Юньнань. Юньнань привычно ассоциируется прежде всего с пуэром, который за последние годы стал самым настоящим символом провинции, но у “Облачного Юга” (так переводится название Юньнань) есть и свой красный чай. Причем нужно сказать, что местные красные сорта представляют собой уникальное явление в мире китайского красного чая. Несмотря на то, что юньнаньскому красному всего-то 80 лет от роду, он тем не менее уже обзавелся целой плеядой сортов, каждый из которых неизменно занимает верхние места в чайных хит-парадах чаелюбов как в Китае, так и зарубежом. Что ж, давайте знакомиться с малоизвестной чайной стороной юго-западной провинции.

Предыстория к Юньнаньским красным чаям

В прошлом материале про Цзиньцзюньмэй мы уже говорили о том, что красный чай появился в результате чистейшей случайности, и первоначально самими китайцами воспринимался, как чай, который пьют исключительно только «заморские дьяволы» (читайте полную статью по красному чаю). Свою путевку в жизнь этот сорт получил лишь благодаря тому, что европейцам, главным образом, англичанам, он зашел настолько хорошо, что они закупали его в огромным количествах, создав громадный спрос. Благодаря торговой активности жителей туманного Альбиона, красный чай в самом буквальном смысле захватил весь мир, распространившись во все его уголки. Именно поэтому, начиная со своего появления и по сей день, красный чай как оставался, так и остается безусловным лидером по объемам продаж и потребления в мире. Для Китая красный чай очень долгое время являлся отличным способом заработка, составляя внушительную статью дохода для государственного бюджета.

До начала ХХ в, на протяжении 400-х лет Китай обладал единоличной монополией на торговлю красным чаем с Западом, Поднебесная была единственным поставщиком этого продукта. Однако к началу ХХ в, на фоне растущего как на дрожжах спроса на чай как в Англии, так и по всему миру, а также в силу дороговизны китайского красного чая, за который нужно было платить серебром, англичане задумались о том, чтобы перенести производство чая в Индию. К тому моменту уже было известно, что в северной Индии есть целые заросли чайных деревьев. Британцам пришлось немало поломать голову, но методом проб и ошибок они все же смогли реализовать задуманное. И в начале ХХ в англичане перенесли основное производство красного чая в Индию и Шри-Ланку, которые в короткий срок стали главными поставщиками во всем мире - объемы производства были большие, а стоимость была значительно дешевле китайского. Про качество - это уже отдельный разговор. Китай же погружался в смутные времена - монархия билась в своей последней предсмертной агонии, Поднебесную сотрясали восстания, а затем Империя вместе с последней правящей династией Цин и вовсе канула в лету, а на ее место пришла Китайская Республика Минго.

Вторая японо-китайская война как триггер развития чая в Юньнани

Стоит ли говорить, что на фоне таких потрясений Китаю было сложно конкурировать с Индией и Шри-Ланкой. Задача была элементарно выжить, и сохранить то, что было. Но даже это в определенные моменты представлялось почти невозможным. А в 1937 году произошел Инцидент у моста Лугоуцяо (七七事变,卢沟桥事变) - стычка между солдатами японской Гарнизонной армии в Китае и ротой китайских войск, охранявшей мост Лугоу. Этот инцидент послужил для японцев формальным поводом для начала Второй японо-китайской войны.

Окупированной территории Китая включала основные чаепроизводственные провинции

Японцы быстро захватили большую часть Китая, в том числе восточные и юго-восточные чаепроизводящие провинции. В результате, все земли, в которых искони делался красный чай, оказались оккупированными, и производство встало. Продажа красных сортов и в мирное время была важным источником поступления валютных запасов в казну Срединного государства, а в военное время и вовсе приобретала стратегический характер. И вот именно тогда правительство Китайской Республики было вынужденно направить взор на юго-запад страны, провинцию Юньнань, где до этого красный чай не производился, но которая обладала богатейшими чайными ресурсами - всем было известно, что пуэр, гремевший уже несколько столетий по всей империи, делался именно в Юньнани, а о растущих там сплошными лесами вековых чайных деревьях ходили легенды. Но что, самое главное, территория этой далекой юго-западной провинции не была затронута разрушительным пожарищем войны. Правительством Республики была поставлена задача наладить новое производство качественного красного чая, чтобы восстановить приток валютных запасов в казну.

Плантации дяньхуна в Юньнани, уезд Фэнцин

Чай-герой дяньхун и Фэн Шаоцю

В 1938 году Китайская чайная компания (中国茶叶公司) командировала в Юньнань члена экономического комитета Республики Чжэн Хэчуня 郑鹤春 и чайного технолога Фэн Шаоцю 冯绍裘 для оценки возможности запуска производства красного чая. По результатам скрупулезного анализа условий и местности, Фэн Шаоцю пришел к выводу, что Юньнань более чем подходила на роль житницы красного чая. В провинциях, где традиционно производились красные чаи, (пров. Фуцзянь, Аньхой, Цзянси), чайное растение традиционно было представлено чайными кустами. В Юньнани же чайное растение было представлено самыми настоящими деревьями, причем зачастую деревьями-исполинами, которым было за сотню, а то и за тысячу лет. В уезде Шуньнин 顺宁 (ныне уезд Фэнцин, 凤庆) чайные деревья росли буквально целыми лесами, почки были большие, мощные и плотные, листья - толстые и мясистые, и покрыты густым белым ворсом. А юньнаньский теплый климат, вкупе с весенней погодой круглый год и плодородной почвой, давали возможность собирать  богатый урожай с марта по ноябрь. Всё это развеяло последние сомнения у Фэн Шаоцю, он был уверен в успехе предприятия.


Фэн Шаоцю с колективом нового завода в Шуньине

В том же 1938 году Фэн изготовил первую партию красного чая весом в 500 г. До самого последнего момента он не был уверен, насколько хорошим получился чай, поэтому чтобы узнать мнение рынка, он отослал образец чая в Гон-Конгскую компанию Фухуа (香港富华公司), находившуюся в подчинении у Комитета по торговле при Министерстве финансов Китайской Республики - через нее Китай вывозил красный чай на экспорт. Фухуа в свою очередь разослала пробники своим иностранным клиентам. Отзывы пришли чрезвычайно одобрительные - чай оценили как первосортный продукт, который будет однозначно пользоваться спросом на английском и европейском рынках.

В 1939 году Фэн Шаоцю под руководством и с помощью Китайской Чайной Компании создает Экспериментальный чайный завод в Шунине 顺宁实验茶厂, который затем в 1954 году сменил название на Чайный завод в Фэнцине 凤庆茶厂, еще позднее на ныше сущесвующий Дяньхун Групп. Нужно сказать, что до появления этого завода, производство чая в Юньнани было исключительно ручным. Механизированная скрутка/сминание чайного листа и искусственное освещение в производстве юньнаньского чая появились только с приходом Фэн Шаоцю. 

В том же 1939 году Фэн успешно изготавливает первую партию юньнаньского гунфухуна полностью из местного сырья, который он назвал Юньхун 云红, то есть Юньнаньский красный. В названии двойной смысл - с одной стороны, это дань традиции в Китае называть новый чай по месту происхождения, а с другой - выражение надежды, что небеса рано или поздно снова засияют алым цветом. Красно-алые облака в китайской культуре символизируют надежду и пожелание, что впереди радостные перемены, процветание, расцвет и удача. Красный цвет символизирует процветание, подъем, успешное развитие, а облака - это символ постоянно происходящих перемен, символ того, что мир всегда находится в состоянии изменений, что нет ничего постоянного и неизменного. В данном случае, Юньнаньский Красный, помимо указания на место происхождения чая и его сорта, также выражает уверенность, что Китай выстоит в борьбе с японскими захватчиками, и Поднебесную еще ждет процветание и благополучие.

В апреле 1940 года на Шуньнинском заводе была сделана партия Юньхуна весом в 17,5 тонн, которая вся и была продана в Лондон через Гон-Конгскую компанию Фухуа. В этом же году Юньнаньская чайная компания 云南茶叶公司, в ведении которой был Шуньнинский чайный завод, согласилась с предложением компании компании Фухуа поменять название чая с Юньхун 云红 на Дяньхун 滇红. В имени Юньхун иероглиф Юнь 云 означает Облака, и в то же время указывает на название провинции Юньнань 云南. А иероглиф Дянь 滇 - это изящное краткое обозначение Юньнани, появившееся еще в древности, когда на территории Юньнани существовали княжество Наньчжао 南诏, а потом средневековое царство Дали 大理国. 

«Одна тонна Дяньхуна - это десять тонн стали»

В 50-х годах ХХ столетия Дяньхун, главным образом, поставлялся в СССР, и был крайне любим советскими людьми. Тогда Китай уже стал Китайской Народной Республикой, у власти были коммунисты, и Китай влился в мировой социалистический лагерь, так что на какое-то время дяньхун поставлялся только в Советский Союз и страны Восточной Европы. Так, в 1956 году советские  специалисты-чаеводы специально приезжали в уезд Фэнцин, чтобы изучить процесс производства на месте. По итогам своей командировки они доложили на верх, что Юньнаньский красный - самый лучший красный сорт во всем Китае.


В 50-60-х годах ХХ в в Юньнани, к слову, был в ходу слоган: «Одна тонна Дяньхуна - это десять тонн стали». Так юньнаньских чаеводов стимулировали на рекордные показатели по производству дяньхуна. Чай продавался в Советский Союз, и ценился так дорого, что одна тонна чая стоила столько же, сколько 10 т стали. Как рассказывал тогдашний директор Фэнцинского завода г-н У Гоин 吴国英, в 1953 году в СССР было продано 450 тонн дяньхуна, за что Советский Союз поставил КНР 4500 тонн толстолистовой стали в качестве оплаты за чай. То есть, за 1 т чая СССР давал 10 т стали, что равнялось 4000 рублям, или 48 млн китайских юаней (по старому курсу). 9000 т красного чая можно было обменять на один новый трактор.

Классический 58й или 经典58

В 1958 году Чайный завод в Фэнцине сделал высший сорт юньнаньского красного чая высшего мастерства Гунфу Хунча (超级工夫红茶), и отослал в Пекин великому кормчему председателю Мао Цзэдуну. Председателю Мао чай тот пришелся очень даже по душе, его он оценил по достоинству. В октябре того же года на завод пришло письмо от Канцелярии Центрального комитета Коммунистической партии Китая: «Надеемся, что товарищи продолжат также упорно трудиться, повышая качество продукции, чтобы удовлетворять растущие запросы нашего трудового народа. Благодаря вашей продукции мы будем наращивать показатели экспорта, увеличивая приток иностранной валюты в казну государства, и тем самым поддерживать строительство социализма в нашей родине!»

Классический 58й сегодня от приемника завода в Шуньине 

А на следующий год этот чай, высший сорт юньнаньского красного чая высшего мастерства Гунфу Хунча (超级工夫红茶), был утвержден Госсоветом Подарочным чаем, который надлежало использовать в дипломатических сношениях с иностранными дипломатами. Его производили по специальному заказу в определенных количествах, и напрямую поставляли в Госсовет КНР.


Юньнаньские красные чаи

Сегодня провинция «Облачного Юга» способна удивить даже самого взыскательного любителя красного чая: за почти что век существования юньнаньского красного чая тут выросла целая плеяда красных сортов.

Вот далеко неполный список красных шедевров местных чаеводов:

1)Дяньхуны 滇红: вообще, Дяньхун - это собирательное обозначение всех юньнаньских красных чаев. Оно появилось практически сразу после того, как отец-основатель юньнаньского красного чая Фэн Шаоцю успешно изготовил первые партии красного чая в уезде Фэнцин. Иероглиф Дянь 滇 - это и есть сокращенное название провинции Юньнань, а иероглиф Хун 红, как известно, значит красный (чай). Тем не менее, в обиходе сегодня дяньхунами зачастую называют классические красные сорта из Юньнани, в производстве которых в общем и целом соблюдают традиционную технологию.

2). Шайхуны 晒红 - это, в какой-то степени, красный аналог шен-пуэра. То есть шайхун - это красный чай, который можно хранить, и который с течением времени, точно так же, как и пуэр, меняется во вкусе и аромате, как бы дозревая. То есть тот же принцип, что и с пуэром - “чем старше, тем лучше” (юэ чэн, юэ сян, 越陈越香).

3). Е Шен Хунча 野生红茶 - дословно с китайского, “красный чай из диких деревьев, или “дикий красный чай”. Как можно догадаться по названию, это красный чай, для которого в качестве сырья берутся листья и почки с диких чайных деревьев. Основное отличие от классического дяньхуна в том, что для дяньхунов, как правило, в качестве сырья используется искусственно выращиваемый и культивируемый плантационный чай.

4). Чжунгохун 中国红 - с китайского дословно переводится, как “Китайский красный” (чай). Это относительно новый сорт, который зачастую называют элитой среди дяньхунов. Отличительная особенность в том, что это купажный чай, в его состав входит сразу несколько сортов чайных кустов и деревьев, что при умелом и талантливом чайном технологе способно на выходе давать действительно потрясающий чай.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв